Чем можно заняться с 3 месячным ребенком

Чем можно заняться с 3 месячным ребенком

Двойня Близнецы Многодетная семья

  • Как научить и развивать ребенка
  • Товары для детей
    • Кроватки
    • Стульчики для кормления
    • Лыжи
    • Разное
  • Близнецы и двойняшки
    • Жизнь с двойней
    • Двойня первый год жизни
    • Двойня что это
    • Коляски для двойняшек
    • Велосипед для двойняшек
    • Санки для двойняшек
    • Выплаты и пособия
  • Своими руками
  • Связь
  • Карта

Вопрос как развивать ребенка в 3 месяца жизни плавно вытекает из того, что малыш умеет в этом возрасте. Об этом мы говорили несколько ранее. Теперь же поговорим о том, как закрепить данные умения и развивать их дальше, чтобы нарабатывались новые, а малыш стремительно развивался. Тем более что 3 месяца – это один из ключевых моментов в развитии ребенка, своеобразный итог того, чему он научился до этого. Поговорим, как развивать ребенка в три месяца, чтобы получился резкий скачок в дальнейшем.

Общие принципы как развивать ребенка в 3 месяца в домашних условиях

Исходим из того, что главное в развитии ребенка в 3 месяца – это начало его перехода на трехразовый сон. Соответственно, периоды бодрствования значительно увеличиваются. Это время просто необходимо использовать для развивающих игр с малышом. А они становятся все разнообразнее и длительнее по времени. Тем более что трехмесячный малыш готов активно познавать мир и впитывать информацию из вне.

Естественным ответом на вопрос как развивать ребенка в 3 месяца в домашних условиях, будет — с помощью игры. Маленькие дети всегда и везде все навыки осваивают при помощи игры. Все игры, именно они, а не занятия, должны происходить, когда ребенок находится в хорошем настроении, его ничто не беспокоит и он не устал.

Занимаясь с трехмесячным малышом, не стоит забывать, что он довольно быстро утомляется, поэтому игры не должны быть длительными.

Ест замечательное видео про занятия с трехмесячным ребенком. Там упор делается на развитие мелкой моторики

Как развивать органы чувств у ребенка в три месяца

В три месяца практически все игры с ребенком становятся комплексными. В первые три месяца жизни для развития зрения, слуха, осязания нужны были отдельные действия. А на 3-ем месяце одна игрушка способна задействовать сразу несколько факторов.

Получается, при помощи обычной погремушки у трехмесячного малыша одновременно тренируется и зрение, и слух, и осязание. Добавляется двигательная активность, так как в этот период он учится захватывать интересующие его предметы. Для собственного развития ребенок в 3 месяца будет уже осознанно и самостоятельно пробовать предметы на вкус. Т.е. он будет тянуть все в свой рот. Это нормально. Главное, чтобы было это под контролем и что попало, ему в рот не попало. Такой каламбур получился.

Одним словом, все занятия будут направлены на одновременное развитие различных органов чувств.

Теперь конкретно как развивать ребенка в три месяца? В этот период самыми хорошими игрушками – будут различные погремушки и книжки шуршалки. Вообще любые игрушки, которые пищат, хрюкают, свистят, звенят и издают иные звуки. Даже если они будут примитивной формы.

В этот период и где-то до полугода, ничего сложного вообще не стоит приобретать, даже если хочется потратить лишние деньги. Малыш просто пока не сможет оценить всей прелести сложной развивающей игрушки. Зато простая и обязательно яркая погремушка точно придется ему по душе. Еще очень хорошо будет, если ее можно взять в руку и засунуть в рот. А также потрясти, а она будет звенеть. Дети в 3 месяца от такого начинают получать большое удовольствие. Да вы сами это увидите, если дадите.

На следующем видео мама, что только не показывает малышу. Все идет в дело. Задумок у женщины много, она молодец – делает, рассказывает и показывает.

Как развивать ребенка в 3 месяца – изучаем первые игрушки

Чтобы малыш быстрее развивался, и понял, как взаимодействовать с игрушками, ему нужно показать, что с ними делать. Поэтому, как развивать ребенка в три месяца – своим личным примером и показываем, показываем …. Например, висящий над головой мобиль можно легко качнуть, и он будет вертеться и звенеть. Погремушку, если схватить, можно потрясти, а можно просто выпустить из рук, и она зазвенит.

Конечно, ровно в 3 месяца, ребенок еще не так сильно развит, чтобы осознанно хватать игрушки, но он вполне может на них натолкнуться и случайно что-то ухватить. Или, если ему вложить игрушку в руку, нечаянно потрясти ее, или выпустить из руки, и она зазвенит. Чем чаще он будет совершать такие действия, тем быстрее он поймет, что нужно сделать для того, чтобы игрушка зазвенела.

Хватать игрушки осознанно малыш начнет ближе к четырем месяцам. А пока что он будет активно тянуться к тому, что его заинтересовало.

Есть довольно долгое видео, на котором мама рассказывает подробно про развитие своего трехмесячного малыша.

Как развивать ребенка в 3 месяца в домашних условиях – шуршалки и пазлы для малышей

Также специально для родителей энтузиастов, которые активно задаются вопросом, как развивать ребенка в 3 месяца в домашних условиях, будет интересна следующая информация: можно в этот период активно пользоваться книжками – шуршалками, или книжками – крупными пазлами.

  • Книжка шуршалка . Начиная с двух месяцев, малыша активно привлекает все, что издает какой-либо звук. А если в одном предмете их сразу несколько – это вообще великолепно! Для более быстрого развития ребенка в три месяца можно одновременно и показывать, что в книжке изображено, наклеено или пришито. В общем, любую картинку, которая там есть.

Можно еще называть предметы, составлять короткий рассказ по картинке. Кому как нравится. Конечно, малыш не воспримет дословно информацию, но говорят, что на подкорке все откладывается, и все эти занятия потом «выстрелят» в дальнейшем. В конце концов, ничего заумного в таких книжках нет, а вот потрогать ее очень приятно. Да и картинки там яркие.

  • Книжка – пазл .Они бывают разные. Для трехмесячного ребенка, это книжка должна быть с плотными страницами, либо из картона, либо из тонкого пластика, откуда могут выниматься различные предметы. По одному предмету на страничку. Часто они бывают тематическими. Например, транспорт, или куклы, кому какая нравится.

Чтобы развивать ребенка в 3 месяца в домашних условиях с этой книжкой можно делать простые вещи. 1) Малышу дать в ручку вынутую картинку, 2) и потом показывать, как она заходит обратно в свой домик. Так происходит тренировка и зрительного восприятия, уже более сложного, и развития мелкой моторики, и даже первое выстраивание логических линий. После полугода малыш постепенно начнет понимать, что у каждой картинки свой домик, и что в другой она не сможет зайти. А это уже предвосхищает игру в сортеры, которая активно используется после года. Начало для развития ребенка берется здесь, в 3 – 4 месяца жизни.

Сразу скажем следующее: все эти игры, лишь вариант того, как можно заниматься с малышом. Если нет желания, можно книжками не пользоваться, поискать что-то другое. Однако шуршалки и пазлы для малышей – самые распространенные варианты.

Как развивать физически ребенка в три месяца

Физическое развитие ребенка в три месяца направлено на освоение двух навыков. Первый — это удержание головы. Второй – начало переворотов со спины на живот.

  • Удержание головы . Если ребенок развивается без отклонений, то в 3 месяца данный навык подходит к своему логическому завершению. Малыш уже начинает уверенно держать головку во всех положениях. Лежа на животе, опирается на руки. Сидя на руках взрослого — в вертикальном положении.
Читайте также:  Акридерм от аллергии на коже у ребенка

Чтобы окончательно закрепить этот навык, малыша нужно как можно чаще класть на живот и раскладывать перед ним игрушки. Он непременно захочет дотянуться до них, и если пока что голова не всегда долго удерживается, он будет поднимать ее все чаще и чаще.

  • Перевороты . Вообще как-то специально стремиться развивать этот навык у ребенка в три месяца – глупо. Дети обычно осваивают его самостоятельно, как говорят, когда придет время. И как бы взрослые ни старались, они все равно поползут и пойдут тогда, когда будут к этому готовы. Но нам же все время хочется бежать впереди паровоза. И если малыши не начинают делать что-то долго, мы стараемся подтолкнуть их к этому.

Для успокоения собственной совести и для развития навыка переворота у ребенка в 3 месяца, можно предложить простое упражнение. Надо положить малыша на спинку, одну руку положить ему под плечико и мягко повернуть его на бочок. Очень может быть, что такое упражнение подтолкнет его к началу переворотов. По крайней мере, это вполне себе забавная игра, абсолютно безвредная. Так почему бы в нее и не поиграть.

Как развивать речь ребенка в 3 месяца жизни

Одним из важных этапов развития трехмесячного малыша – это начало гуления. Многие родители задаются вопросом, как развивать ребенка в 3 месяца жизни ( . ), чтобы он побыстрее «заговорил». Вопрос кажется вполне актуальным. Ответ на него банально прост: надо часто разговаривать с малышом. Очень много и все время, пока он не спит и не ест.

Речью надо сопровождать практически все действия, которые вы делаете: зарядка, утренний туалет, развивающие игры, купание. Речью можно вызвать малыша на диалог, тем более что в этот период наступает пик комплекса оживления. Если так делать, то развитие речи у ребенка уже в три месяца не заставит себя ждать. Очень скоро «речь» малыша станет распевной, приобретет новые звуки, которые будут все совершенствоваться.

Наконец, есть видео от специалиста. Она рассказывает про развитие детей 3 месяцев жизни. Говорит четко и по делу, иногда даже похоже на заученный текст. Жаль, что на видео нет примеров с детьми, как у других мам.

Как развивать ребенка в три месяца – итог

Наконец мы разобрались, как нужно развивать ребенка в три месяца. Самое главное — не переусердствовать. Все хорошо в меру, постепенно и должно доставлять радость и малышу, и вам. Дальше все зависит от вашей фантазии и предпочтений.

Основными остаются прежние моменты:

  • Обучение взаимодействию с предметами: яркие погремушки, мобиль.
  • Физическое развитие: держать голову и начинать переворачиваться.
  • Начало этапов разговорной речи – гуление и новые звуки.

Игрушки над детской кроваткой
В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам.
Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.
Берите малыша на прогулку
Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.
Разговаривайте с ребенком
Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.
Пригласите гостей
Пригласите в гости какого-нибудь малыша. Разумеется, дети слишком малы, чтобы играть вместе, но они обязательно заметят друг друга. В то же время вам будет интересно поделиться опытом с другими родителями.
Пойте ребенку песни
Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка.

Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными

Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы

Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы

Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой

Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, 67 или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика

Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница

Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы

Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза. Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Про пчелиное жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Читайте также:  Как убрать дряблый живот в домашних условиях

Матерчатая перчатка

Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом

Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку: По кочкам, по кочкам, По рыхлым дорожкам. Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз. В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног

Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая: Хоп, хоп, Хлоп, хлоп. Вверх-вниз Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения: Вот малышка мой садится, Вот малышка мой ложится. Смотрит он па погремушку, Как качаются игрушки. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш

Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка

Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок

В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку

Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком

Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. ‘После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика

Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель

Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

«Через месяц, мой зайчик, мы переедем. Мы с твоим папой много думали и решили найти квартиру поближе к его работе. Так он сможет раньше возвращаться и больше времени проводить с нами…» Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право знать о важных событиях в семье, которые касаются его самого и его будущего. Более того, знать это ему необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, благополучно расти и развиваться. Но как он поймет смысл наших слов, если сам еще не говорит? И до какой степени в общении с ним родителям стоит вдаваться в детали?

Не только о самом важном

Даже едва появившийся на свет младенец — тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие.

Нужно говорить не ребенку, а с ребенком — вести с ним диалог

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей — утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Однажды к ней на консультацию пришла буквально изможденная женщина: ее новорожденный сын тревожно спал и постоянно просыпался ночью. Она рассказала психоаналитику о том, что у нее был еще ребенок, который умер совсем недавно, и младшего назвали тем же именем, что и брата. Франсуаза Дольто обратилась к мальчику. «Я сказала ему, что брат на него не сердится, что он дал ему свое имя и что его мама, даже когда он спит, знает, что он не умер». Когда мать с сыном вернулись домой, младенец проспал десять часов подряд.

Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном. Это значит также говорить с ним непринужденно и легко, обо всем на свете и ни о чем особенном — как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства. «В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, — поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. — Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Открыто и честно

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка — языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого. «Нужно говорить не ребенку, а с ребенком, — объясняет разницу психолог Ольга Варпаховская, руководитель проекта «Зеленая дверца». — Это значит вести с ним диалог, находить равновесие между чересчур подробным общением и мимолетным».

Непросто приходится современным молодым матерям. «Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так, — говорит Борис Цирюльник. — Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно».

Кратко и в настоящем времени

Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль — в первый год жизни учит ребенка общаться. «Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, — рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. — Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Читайте также:  Крайняя слабость

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова. Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот. Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения — появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, — продолжает Галина Филиппова. — Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает». Психолог рекомендует использовать настоящее время, ведь «младенец не владеет понятиями прошлого и будущего: первое представление о времени появляется у него не раньше двух лет. Лучше использовать настоящее время и говорить короткими, в два-три слова, утвердительными предложениями, например: «Смотри, собачка!», а не «Ты видишь черно-белую собачку, которая гуляет с нашей соседкой?».

Все… или почти все

Общаться с ребенком честно означает, что иногда придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, — рассказывает Галина Филиппова. — И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревоженна». Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала: если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку.

Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Главное не в том, чтобы произносить слова, но в том, чтобы общаться с ребенком по-настоящему

Но не надо навязывать грудному ребенку роль исповедника и изливать ему душу по любому поводу. Достаточно говорить с ним о том, что непосредственно его касается. Будь то траур, переезд или развод родителей — все эти события нужно ему объяснить. Франсуаза Дольто говорила, что даже присутствие на похоронах кого-то из близких помогает младенцу почувствовать себя «неотделимой частью семьи»

Голос отца

«Я разговаривал с дочкой с того самого дня, когда жена сказала мне, что беременна, — вспоминает 34-летний Дмитрий. — Произносил что-то вроде: «Привет, малыш, я твой папа. Вот подрастешь, и мы увидимся!» Я чувствовал какое-то особое, незнакомое прежде волнение и одновременно — свою ответственность». «Известно, что в утробе матери младенцы лучше слышат мужские голоса, — отмечает Ольга Варпаховская. — И после рождения ребенка прекрасно убаюкивают слова отца, его (уже знакомый) голос».

Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю». Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности». Когда мужа нет рядом, 32-летняя Татьяна говорит о нем со своим трехмесячным сыном: «Тебе нравится купаться? Твой папа тоже очень любит плавать!» Эти слова могут показаться бессмысленными, но они помогают поддерживать образ отца — ведь он так часто бывает в командировках.

Если не получается

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, — признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. — Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, — поясняет Галина Филиппова. — Но не нужно тревожиться: если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться». Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. «И совершенно нет необходимости непрерывно твердить ребенку «я тебя люблю», — добавляет Борис Цирюльник. — Чтобы младенец почувствовал нашу любовь, не обязательно ее формулировать».

С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя

Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие. Песенки, считалки, книжки — «их можно напевать, читать и рассматривать вместе, — советует нейропсихолог. — В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма». Именно так Наташа стала общаться со своими детьми: «Я почувствовала себя увереннее, когда нашла «свою» интонацию, нечто среднее между словами и пением. Я стала сочинять для них песенки на мотивы, которые сама помнила с детства».

Каждый родитель может выбрать свой собственный способ общения с ребенком. И если оно приносит искреннюю радость обоим, значит, на вопрос «как?» ими был уже найден лучший ответ.

Двигаясь к независимости

«Сейчас покушаем и пойдем спать», «Нам пора купаться!» — в первые месяцы воспринимая младенца все еще как продолжение себя, многие матери непроизвольно употребляют это общее «мы». «С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя, — рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. — Мать становится для него зеркалом, которое не только отражает, но и поясняет то, что с ним происходит, называет его желания, успокаивает».

Так появляется то, что психолог Эрик Эриксон называл «базовым доверием к миру» — вера в то, что мир, в котором мы живем, — в целом хорошее и надежное место. Такое чувство Эриксон считал главным результатом психического развития ребенка в первый год жизни. Однако через некоторое время «слитное» общение будет уже сдерживать развитие ребенка: в свои 11–13 месяцев он начинает делать первые самостоятельные шаги, и родителям важно поддержать это его движение к независимости. В этот момент из речи взрослых (в идеале) уходит «мы», и начинают развиваться новые отношения — «я» и «ты».

Как разговаривать с маленьким ребенком: 3 важных принципа

Чем больше слов слышит ребенок в первые три года жизни, тем успешнее он развивается в дальнейшем. Значит, стоит чаще включать телевизор? Все не так просто. Педиатр Дана Саскинд рассказывает, как создать оптимальные условия для общения.

10 вещей, за которые женщина не должна извиняться. Никогда

Какой бы выбор мы ни делали в жизни, всегда найдется тот, кто посчитает себя вправе осудить нас или указать, как было бы «правильнее». Пора перестать обращать на это внимание и избавиться от чувства вины за то, как мы устраиваем свою жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Чем лечить ротавирус у детей 5 лет
Ротавирусная инфекция - инфекционное заболевание, причиной которого является ротавирус, имеются также и другие названия - ротавироз, ротавирусный гастроэнтерит, кишечный грипп,...
Чем и как лечить артрит челюсти
Paskelbus karantiną šalies mastu, iki balandžio 13 d. klinika nedirbs. Visi vizitai atšaukiami. Situacijai paaiškėjus, su visais pacientai susisieksime. Dėl...
Чем испортить вкус грудного молока
После рождения малыша меню кормящей мамы претерпевает существенные изменения, вступает в силу большое количество ограничений. Каких запретов действительно стоит придерживаться,...
Чем лечить стреляющее ухо в домашних условиях
На ваши вопросы отвечает кандидат психологических наук, специалист по традиционным системам оздоровления, телеведущий программы «О самом главном» и автор книги...
Adblock detector