Что такое дисграфия у детей 8 лет

Что такое дисграфия у детей 8 лет

Чтобы диагностировать дисграфию, достаточно просто провести несколько различных тестов на диктанты и переписывание текстов. Это позволяет определить степень расстройства у ребенка.

Дети, страдающие дисграфией, теряют уверенность в себе, плохо учатся, так как не могут писать правильно. Некоторые дети вообще отказываются писать и даже испытывают страх ходить в школу. Чаще всего учителя не знают о том, что ребенок страдает дисграфией, и не заботятся о таком ребенке, считая, что тот просто ленив.

Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.

Однако если родители заметили симптомы данного нарушения у своего ребенка, им нужно незамедлительно начать лечение дисграфии. Для этого следует обратиться к детскому логопеду (который разработает план лечения заболевания) и детскому психологу (он поможет наладить отношения в семье и школе). Необходимо улучшить память ребенка и развить у него способность к концентрации внимания.

Чтобы избавить ребенка от данного нарушения, потребуется терпение, время и своевременная коррекция дисграфии. Лечение будет слишком утомительным для ребенка, поэтому во время лечения он особенно нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых.

Что нужно знать родителям?

Дисграфия не приговор. Дети, страдающие дисграфией, способны полностью овладеть навыками письма. Хотя для этого они должны старательно и усердно заниматься. Кроме того, существует множество методов коррекции дисграфии.

Помощь логопеда крайне необходима. Этот специалист влияет на оперативное устранение дисграфии. Логопед будет проводить с ребенком различные игры, которые будут развивать навыки письма.

Детей с дисграфией необходимо сначала научить правильной устной речи, а затем уже изучать письмо. В данном вопросе важным является качество, а не количество. Нельзя ругать ребенка за неудачи, кричать на него либо, наоборот, слишком бурно радоваться. Нужно убедить ребенка в том, что у него все получится. Только терпение, желание ребенка и совместная работа со специалистами помогут вылечить дисграфию.

Коррекция дисграфии — что нужно знать?

  1. Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме — это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
  2. Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо – сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.

Советы родителям детей, страдающих дисграфией

  1. Большие тексты нужно разбивать на несколько частей и выполнять задания в несколько этапов;
  2. Нельзя заставлять ребенка переписывать по несколько раз домашние задания, в которых он допустил ошибки. Ребенок станет неуверенным в своих силах и от этого станет допускать еще больше ошибок.
  3. Даже за минимальный успех ребенка нужно хвалить и поощрять. Кричать на него и унижать нельзя ни в коем случае.

Как помочь ребенку, страдающему дисграфией, научиться писать?

Коррекция дисграфии происходит следующим образом. Вам понадобится тетради в клеточку и ручка, покрытая пупырышками или ребрышками (для массажа подушечек пальцев). Форма корпуса пишущей ручки должна быть по возможности трехгранной. Чернила в ручке разноцветными, можно с блестками, чтобы ребенку нравилось ими писать. Можно писать с помощью перьевых ручек, чтобы дети тренировали силу нажима и правильно держали ручку в руке.

Каждый день нужно переписывать в тетрадь небольшой отрывок любого художественного произведения. В одной клеточке – одна буква, причем буква должна полностью занимать клеточку. Ребенок должен хотеть заниматься. Если криком или ремнем заставлять его, это принесет результата. Нельзя допускать того, чтобы ребенок уставал, был недоволен собой.

Дисграфия – это трудности в письменной речи на этапе ее становления или в дальнейшем, при которой нет нарушений интеллекта, он хорошо развит и не имеет отклонений. Дисграфию относят не к самостоятельному диагнозу, а к одному из синдромов, наряду с другими – задержкой речевого развития, дислексией и тд. Чаще всего возникает у детей в школьном возрасте, и выявляется начиная с начальных этапов школьного обучения, хотя возможна уже и у взрослых.

Причины

Дисграфия у детей выявляется, если при письме формируются постоянные однотипные ошибки. Они объясняются недостаточной зрелостью в области высшей психической деятельности, за счет которой активно формируется процесс становления письменной речи. У детей с дисграфией возможны сложности при обучении чтению, им труднее овладевать грамматикой и правильно писать на слух, формировать полноценную письменную речь.

Читайте также:  Баглык щеки и скулы

Точные причины неизвестны, в формировании расстройства принимает участие сразу несколько негативных факторов, к основным из которых относят непропорциональное развитие левого и правого полушарий в большом мозге. Специалисты говорят о том, что дисграфию может обуславливать негативная генетическая составляющая. Подобное часто можно выявить в семье, где имеется сразу два языка.

Как одно из многочисленных проявлений, дисграфия может возникать при сниженном уровне интеллектуального развития, таким детям сложно в целом научиться писать и читать, так как они трудно воспринимают устную речь и плохо запоминают, как пишутся буквы. Чаще дисграфия возникает в случаях, если имеются трудности с выстраиванием последовательностей. Если дети не могут разобраться в последовательности букв, они не могут активно организовать информацию по подробным деталям и в правильном порядке, в процессе написания они выдают проблемы в правильной последовательности букв. Тогда ребенок читает и пишет медленно, при этом делает это правильно, либо он делает это быстро, не соблюдая правил пунктуации и грамматики.

Возможна дисграфия при наличии слабости при обработке или анализе информации, полученной зрительно. Такое бывает, если дети трудно читают и обрабатывают то, что написано в книге.

Симптомы

Признаками дисграфии в детском возрасте будут множество ошибок, которые допускаются при написании текста. У таких детей плохой и мало разборчивый почерк, нет различий в буквах по типу Р и Ь, Э или З. На слух такие дети могут записывать только крайне медленно. Часто подобное принимается за нежелание учиться и лень, что приводит к снижению оценок, конфликтам с родителями и насмешкам детей. Это приводит к замыканию ребенка в себе, утрате интереса к школе, занятиям и особенно к письму, прогуливанием уроков и отказом от чтения. Это может давать неврозы, тревожность и стрессы, могут давать о себе знать задержки речевого развития и психического.

Ребенок делает ошибки, потому что не различает на слух фонемы, не может правильно разделить предложение на слова, не может понимать принципы устройства речи. Он делает ошибок больше, чем сверстники, они плохо поддаются коррекции и остаются надолго.

Проявляется дисграфия уже в школьном возрасте, хотя ее предпосылки могут закладываться в раннем возрасте. Почти всегда при дисграфии есть патологии зрения, речи или слуха, неврологические диагнозы.

Диагностика дисграфии у ребёнка

Склонными к дисграфии будут дети-левши или те, кто был переучены с левой руки, дети из семей с двуязычностью, имеющие заикание, задержки в развитии речи, эхолалию. Склонны к дисграфии дети с дефицитом внимания и дефектами памяти, те, кто слишком рано начали учиться в школе, дети, что при письме пропускают постоянно буквы или не могут дописать слово. Также необходима диагностика детям, кто на слух плохо воспринимает речь и пишет вместо «туда» «дуда», или произносят звуки неправильно, так же их и записывая, по типу «лыба» вместо «рыба».

Для диагностики применяют речевые карты это особый метод заполнения анкеты. При ее заполнении проводится со всех сторон обследование ребенка, строя речи, произношения и различия звуков, анализа и синтеза слова по составу, а также оценивают навыки письма и чтения

Осложнения

Сложности с обучением, нарушении письменной речи с ограничениями в дальнейшем труде и выборе профессии, общая задержка развития, неврозы, депрессии, провокация психических нарушений.

Лечение

Что можете сделать вы

Начинают занятия с коррекции в произношении и исправлении дефектов устной речи. По мере формирования устной речи можно помочь в становлении письменной за чет написания диктантов, который предварительно прочитывается, оговариваются буквы, запятые, и потом они повторяются уже в процессе диктанта. Все это делается без нажима, в спокойной обстановке, без негативных эмоций, не заставляйте переписывать по несколько раз. Нельзя акцентировать внимания на проблеме, чтобы не заострять проблему. Важна похвала на каждом успешном этапе, это поможет в активизации желания лечиться. Полезными будут специальные упражнения, занятия дома и с логопедом, особая азбука. Также показаны анализ слов и выделение букв.

Что делает врач

Необходимо исключение неврологических патологий, консультации психолога, логопеда и невролога. Медикаментозная терапия не применима.

Профилактика

Важно начало занятий речью, чтением и письмом ребенком по мере созревания его функций, не стоит торопиться и усердствовать в освоении чтения и письма до школы. Важно, чтобы ребенок подходил к освоению речи осознанно, понимал, что он говорит и пишет.

Дисграфия обычно выявляется, когда ребёнок отправляется в школу. Суть патологии состоит в нарушении письменной деятельности. Проблемы возникают из-за дефицита сформированности всех функций психики, которые несут ответственность за контроль и выполнение письма.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дисграфия»?

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Читайте также:  Электрофорез шейного отдела позвоночника как делать

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.
  2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.
  3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.
  4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.
  6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Дисграфия у школьников

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок. Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками. Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с дислексией. Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Дисграфия у младших школьников

Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

Симптомы дисграфии

Симптомы патологии проявляются во время письменной речи. Заподозрить присутствие дисграфии можно по следующим признакам:

  • ребёнок пропускает строчки или буквы;
  • присутствует слитное написание предлогов со словами;
  • отсутствуют отступы между словами и предложениями;
  • ребёнок не соблюдает правила переноса слов и границы полей в тетради;
  • ребёнок не может определять написание временных границ;
  • почерк неразборчивый, неаккуратный и мелкий;
  • буквы написаны коряво;
  • безударные гласные пишутся неправильно;
  • присутствует множество лишних букв и слогов.

Причины и профилактика дисграфии

Причин, приводящих к возникновению дисграфии, много. Явление может возникнуть в результате наследственности или соматических заболеваний, продолжающихся длительное время. Плохая социализация ребенка также является возможной причиной появления патологии. Риск возникновения заболеваний повышается, если человек мало общается со сверстниками. Много зависит и от речи взрослых. Если бабушки, дедушки, родители и иные окружающие ребенка говорят неграмотное и нечетко, это может отразиться на пациенте. К патологии приводят и нарушения в работе головного мозга. Они могут быть получены в результате:

  • родовой травмы;
  • асфиксии;
  • внутриутробной инфекции.

Спровоцировать появление патологии может и попытка обучения ребенка чтению и письму в слишком раннем возрасте. Многие женщины хотят, чтобы их дети освоили эти навыки в трехлетнем возрасте. Однако всему свое время. Такие дети психологически не готовы к освоению трудного для них материала. Возможно и противоположное явление. Если родители халатно относятся к воспитанию детей, проблемы также могут возникнуть.

Читайте также:  Крем воск здоров инструкция по применению

Патологии можно избежать, если заранее уделить внимание различным профилактическим мерам. Врачи рекомендуют:

  • постоянно читать ребенку книги с момента рождения;
  • начинать занятия по подготовке к школе с возраста 4-5 лет;
  • записать ребёнка в творческие кружки, способствующие развитию крупной и мелкой моторики кистей рук.

Коррекция дисграфии с упражнениями

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с патологией. Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Обычно борьба с заболеванием осуществляется при помощи выполнения различных упражнений. Они зависят от возраста ребенка и особенности заболевания. Так, для борьбы с патологией могут использоваться:

  1. Магнитная Азбука. Применяется для детей младшего школьного возраста. Азбука просит ребёнка складывать из букв слоги и слова, а затем произносить их. Это позволяет запомнить графические образы и правильность написания.
  2. Схематичные слова. В схематичном варианте рисуются картинки с изображением разных предметов, а также пишутся их названия. Так, если нарисована лошадь, под ним пишется звуковая схема «л-о-ш-а-д-ь». Задача ребенка состоит в правильном произношении слова и самостоятельном его написании. Все звуки необходимо выговаривать четко.
  3. Игра в писателя. Ребенка просят взять перо и чернила и написать что-нибудь. С помощью метода формируется правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  4. Работа над почерком. Чтобы ребенок писал понятно, необходимо использовать тетради в клетку. Во время домашних занятий родители должны предложить ребенку вписать букву в каждую клеточку. Однако не стоит предлагать переписывать слишком большие тексты. Ребёнок заскучает. Выполнение упражнений может превратиться в пытку.
  5. Пропущенные буквы. Необходимо дать ребёнку текст, в котором отсутствует ряд букв. Вместе с заданием нужно дать тот же отрывок, но написанный правильно. Задача ребёнка будет состоять в переписывании букв на место пропуска. Упражнение позволяет тренировать внимание и запоминать правильное написание слов.
  6. Проведение диктанта. Обычно метод используется для детей более старшего возраста. Метод дает возможность отработать речевое восприятие.
  7. Разделение текста на смысловые блоки. Метод особенно актуален, если требуется много писать в тетради.
  8. Заучивание слов из словаря. Эксперты советуют ежедневно повторять и учить минимум три-четыре новых словарных слова. Однако не стоит перебарщивать. Если родители начинают требовать от ребенка слишком многого, это приведет к потере интереса к занятию и отказу в продолжении обучения.
  9. Заучивание стихотворений наизусть. Метод позволяет тренировать память и развивать речь. Эта особенность в последующем положительно скажется на письме.

Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно.

Коррекция у школьников

В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Коррекционная работа проводится в зависимости от разновидности нарушения. Цели выполнения действий состоят в следующем:

  • улучшение всех познавательных сфер;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирования связной речи;
  • устранение дефектов, возникающих в звукопроизношении;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • развитие грамматической стороны речи.

Навыки, которые ребёнок сможет получить в ходе коррекции, закрепляются при помощи выполнения письменных заданий. Дополнительно рекомендуется пройти обследование у психоневролога. Это позволит выявить сопутствующие дисграфии нарушения, если они имеют место быть. В случае постановки подобного диагноза назначается медикаментозное лечение. Дополнительно проводится процедура физиотерапии. Ребенка могут направить на лечебную гимнастику или мануальную терапию.

Коррекция у младших школьников

Сегодня разработано достаточно много эффективных упражнений, позволяющих выполнить коррекцию дисграфии у младших школьников. Подбор подходящих упражнений осуществляет специалист. Родители могут выполнять вместе с ребёнком следующие упражнения:

  1. Лабиринты. Это игровое упражнение, которое способствует развитию крупной моторики. С его помощью повышается внимание. Суть упражнений состоит в необходимости проведения непрерывных линии. При этом важно, чтобы ребёнок не менял положение руки и не поворачивал и листок бумаги, на котором изображён рисунок, используемый для соединения по точкам.
  2. Корректурная правка. Для выполнения упражнения необходимо взять книгу, которую ребенок ранее читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Затем родитель должен дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву. Например, это может быть a или o. Изначально стоит давать задание только на 1 букву. Рекомендуется выполнять упражнения не более 5 минут в день. Через 5 суток можно усложнить задание. Так, задание теперь может состоять в том, что необходимо подчеркнуть одну букву, а следующую зачеркивать или обводить. Затем следует попросить отметить парные буквы, имеющие некоторые сходства.
  3. Пишем вслух. Суть метода состоит в проговаривании всего, что пишется, именно в том виде, каким оно воспроизводится на бумаге. При этом необходимо подчеркивать слабые буквы. Такое название получили звуки, которым в процессе произношения не уделяется внимание, но они обозначаются на письме. Необходимо чётко проговаривать окончания всех слов и записывать их.

Упражнения должны выполняться систематически. В ином случае они пользы не принесут.

Ссылка на основную публикацию
Что такое аденоидит и как его лечить
Аденоидит – это острое или хроническое воспаление глоточной миндалины лимфоглоточного кольца. К основным симптомам относятся чувство дискомфорта внутри носа, ночной...
Что поможет от кашля беременной
Почему возникает кашель при беременности Кашель на ранних сроках беременности Кашель на поздних сроках беременности Профилактика Чем лечить кашель при...
Что попить для крепкого сна
Чтобы выспаться и проснуться с утра в хорошем настроении, важно соблюдать несколько правил. Эти секреты просты, но далеко не все...
Что такое альбинизм у человека
Кто такие альбиносы? Это люди с необычайно светлой кожей и волосами, а иногда — красноватыми глазами. Их облик обусловлен недостатком...
Adblock detector