Что значит ффнр

Что значит ффнр

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение звукопроизношения, первопричиной которого становится неверное понимание слышимых звуков, недоразвитость фонематического слуха, но не физиологического.

ФФН диагностируют при различных отклонениях, в том числе дислалии, задержке речевого развития, нередко встречается ФФН с дизартрическим компонентом.

Прайс на услуги

  • ВЕРАМЕД Звенигород
  • ВЕРАМЕД Одинцово
  • ВЕРАМЕД Премиум
  • Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный 1700 Р
  • Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный (в течение 2 недель) 1500 Р
  • Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный 1700 Р
  • Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный (в течение 2 недель) 1500 Р
  • Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный 1800 Р
  • Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный (в течение 2 недель) 1400 Р

Принимаем к оплате банковские карты VISA, MASTERCARD, MAESTRO

С полным прайс-листом на услуги клиники можно ознакомиться на ресепшен или в информационных терминалах в центрах.
Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако, во избежание возможных недоразумений, просим Вас заранее уточнять стоимость услуг, а также график работы врачей-специалистов у медицинских консультантов клиник. Прием ведется по предварительной записи. Опубликованный на сайте прайс-лист не является публичным договором оферты. Предоставление услуг осуществляется на основании договора об оказании медицинских услуг.

Как проходит диагностика ФФН

Дети с ФФН часто заменяют трудные с точки зрения артикуляции фонемы более легкими. Например, на месте звука «р» может оказаться звук «л». Отклонениями-симптомами ФФН также являются:

  • замена шипящих звуков на взрывные;
  • затруднение при произнесении группы звуков, замена их всех на один («ш», «ч», «щ» заменяются на «с»);
  • неспособность отличить мягкие звуки от твердых, звонкие — от глухих;
  • эпизодическая замена, вариативность в произношении одного и того же звука;
  • путаница в сонорных звуках, использование «л» вместо «р» и наоборот.

Диагноз ставится после обследования у логопеда, где врач прежде всего устанавливает возможные причины недоразвития, знакомится с заключениями невролога и лор-специалиста о состоянии слуха. После этого, используя логопедические методики выявления проблем, отмечает замены и искажения, смешение звуков и словарный запас, проверяет письменную речь на предмет ошибок и замен букв.

Формы ФФН

Словарный запас ребенка при таком виде речевого отклонения обычно не сильно отстает от нормы по возрасту, он пользуется как простыми, так и сложными предложениями для выражения своих мыслей, лексический запас соответствует возрастной норме. В структуре речи почти не встречается слоговое нарушение. ФФН классифицируют по степени выраженности симптомов:

  • звуко-слоговая структура при легкой степени нарушения воспринимается ребенком в целом правильно, за исключением дефектно произносимых звуков.
  • Средняя степень расстройства отмечается при невозможности дифференцировать существенное количество звуков из разных фонетических групп.
  • Если ребенок не воспринимает звуки на слух, не способен установить их последовательность и вычленить в словах, это говорит о тяжелой степени ФФН.

Способы коррекции ФФН

Преодоление ФФН начинается с корректирующей произношение работы с пациентом, занятий на развитие фонетических навыков. Упор при ФФН логопед делает на «настройку» артикуляционного аппарата для верного воспроизведения звуков, слуха — для умения анализировать и синтезировать речь, пополнение лексического запаса, приобретение навыков в составлении сложных предложений, развитие связной речи.

Эти цели достигаются при помощи гимнастики мышц артикуляционного аппарата, логопедического массажа. Психолог же поможет быть сконцентрированным, спокойным и психологически устойчивым. Все это важно сделать до школы, чтобы не дать малышу ощутить себя неполноценно в новой среде и окружении.

Коррекция речи в МЦ «ВЕРАМЕД»

Многие родители не придают значения легким симптомам ФФН, считая, что они скорректируются самостоятельно в процессе обучения, или же экономя на платных услугах логопеда. Но кажущаяся высокой цена занятий со специалистом — лишь малая плата за успешное развитие вашего ребенка.

Современные методы коррекционной работы много лет на службе у пациентов «ВЕРАМЕД». Мы предлагаем вам прийти на встречу с логопедом в одну из клиник в Одинцове (в Звенигороде данный специалист временно не ведет прием) и задать интересующие вопросы о возможности и способах избавиться от речевого недоразвития. Только специалист может судить о тяжести нарушения и своевременно назначить лечение, запишитесь на прием сегодня: 8(495)150-03-03.

Читайте также:  Антибиотик с клавулановой кислотой для детей

ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И СИМПТОМАТИКА ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Скачать:

Вложение Размер
ffn.ponyatie.prichiny.docx 18.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И СИМПТОМАТИКА ФОНЕТИКО-

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

  1. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие важнейший механизм развития произношения.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько

— трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

— при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

— невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа до 16, 20. 2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков произносится средний, неотчётливый звук. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Итак, причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные.

Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и (мышечного строения). Это: укороченная подъязычная связка; малоподвижный язык — большой; слишком маленький и узкий язык; дефекты строения челюсти: прогнатия; прогения; открытый прямой прикус; открытый боковой прикус; неправильное строение зубов; неправильное строение неба: готическое — узкое, высокое; низкое, плоское; толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней.

К функциональным причинам относятся: неправильное воспитание речи ребенка в семье, в которой взрослые “сюсюкают” с малышом; подражание людям с неясной и косноязычной речью; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха; долгое сосание соски, вследствие чего образуется недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти; снижение слуха.

Правильное определение причин нарушения звукопроизношения помогает

Когда ребенок начинает говорить, родители, а также бабушки и дедушки испытывают умиление от смешного коверканья слов. Такое положение вещей вполне нормально: малыш слышит речь и пытается ее повторить, но в силу недоразвития его речевого аппарата слова даются с трудом. Однако когда ребенок достигает 4–5-летнего возраста, а его речь остается невнятной, взрослые должны насторожиться и проверить свое чадо на наличие у него ФФНР.

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) у детей

ФФНР у детей – это нарушение в формировании акустической стороны речи, которое характеризуется дефектами фонетики и фонематики. Ребенок не способен определить на слух звуки, близкие по звучанию: твердые звуки он может заменять мягкими, звонкие – глухими, фонемы могут переставляться местами или «пропадать» из слова.

Сам же ребенок не замечает этого, он попросту не слышит разницы. Так что если своевременно не обратиться к квалифицированному специалисту, можно упустить время, а это чревато проблемами в школе, ведь непременно начнутся сложности в правописании, чтении, заучивании стихов, отрывков в прозе.

Не нужно пугаться, если вашему ребенку поставили диагноз «недоразвитие речи». Это состояние вовсе не является отклонением в умственном развитии. Малыш может быть абсолютно здоров, иметь отличное зрение и слух, высокий интеллект. К тому же ФФНР поддается коррекции, главное выявить отклонение как можно раньше, желательно еще в дошкольном возрасте, и вовремя начать занятия с логопедом.

Причины речевой проблемы

Патология фонетико-фонематического недоразвития, по мнению специалистов, вызывается рядом причин. Врожденные нарушения обусловлены течением беременности матери и процесса родов:

  1. Патология внутриутробного развития плода (резус-конфликт матери и плода, тяжелый токсикоз у матери во время беременности, перенесенные вирусные или эндокринные заболевания, всевозможные травмы). Наиболее опасные последствия вызывают заболевания, перенесенные матерью в первом триместре беременности.
  2. Родовые травмы или асфиксия. Осложнения во время родовой деятельности приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате чего в коре головного мозга страдают речевые зоны.
  3. Наследственность играет не последнюю роль в нарушении развития речи, но не решающую. Имеющаяся предрасположенность совместно с другими влияющими факторами может перейти в проблему речевого недоразвития.
  4. Несформированность моторики артикуляционного аппарата либо ее нарушение. Это может быть парез лицевого, подъязычного или тройничного нервов. К примеру, при парезе подъязычного нерва кончик языка может выходить за пределы рта, при этом речь будет значительно искажаться.
  5. Расстройства нейродинамики, когда нарушается разграничение тормозного и возбудительного процессов в коре головного мозга.

К другой группе причин относятся факторы окружающей среды, особенности в воспитании ребенка:

Формы и проявления ФФНР

Фонетико-фонематические нарушения имеют различные формы и проявления. По степени тяжести выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму нарушения речи.

Степень тяжести Характеристика нарушения Проявления у ребенка
Легкая форма Неспособность дифференцировать и произносить особенно сложные фонемы или их сочетания. В целом речь ребенка нормальна, он не выговаривает лишь некоторые звуки.
Средняя форма Достаточно выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи, наличие неправильного произношения звуков, а также частичная или полная их неразличимость при звучании. Ребенок плохо читает, безграмотно пишет.
Тяжелая форма Самая сложная степень, при которой глубоко нарушено фонетическое восприятие. Ребенок с такой проблемой не различает звуки на слух, не выделяет их в словах, не может установить звуковую последовательность, сформировать слоги в словах. Речь бессвязна и непонятна.

Фонетическое нарушение речи проявляется в отсутствии или искажении отдельного звука или нескольких звуков одновременно, например:

  • в пропуске звука (вместо «машина» – «ашина»);
  • в искажениях (картавость, шепелявость).

Нарушение произношения более простых в плане артикуляции звуков (п, т, н, м) происходит значительно реже, чаще наблюдается неверное произношение согласных звуков:

  • шипящие звуки – Ж, Ш, Ч, Щ;
  • свистящие звуки – З, С (и они же смягченные), Ц;
  • язычные (сонорные) – Л, Р (и они же смягченные);
  • заднеязычные – Г, К, Х (и они же смягченные).

Диагностические методики

Заводится речевая карта, куда заносятся необходимые сведения. Логопед проводит детальный анализ произношения ребенком слов, слогов, звуков. Оценивая звуковое произношение пациента, доктор обратит внимание на то, есть ли в речи ребенка замена звуков, их смешение или искажение. Дети-дошкольники должны иметь словарный запас, соответствующий их возрасту.

На основе письменной речи также оценивается степень фонетико-фонематического нарушения: количество грамматических ошибок, замены букв («как слышится, так и пишется»), непонимание смысла некоторых слов. Учитывая все эти факторы, врач-логопед делает выводы, на основании которых ставится диагноз «ФФНР».

Логопедическая коррекция нарушения

Чтобы устранить недоразвитие речи, логопед проводит коррекционную работу, которая состоит из нескольких этапов:

  • Подготовительный. Сначала закрепляются звуки, уже усвоенные ребенком. В процессе игры дети развивают фонематический слух.
  • Дифференцировочный. Ребенок сравнивает на слух знакомые звуки со звуками близкими по звучанию, и так как четкость речи в большей мере зависит от гласных, акцент делается именно на них.
  • Заключительный. Дети учат, что такое звук, слог, слово, какие бывают фонемы, как определить их количество в слове, учатся менять слова путем замены в них одной буквы («кит» – «кот», «мол» – «мел»).

Помимо этого необходимо развитие мелкой моторики ребенка, артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения и занятия с психологом. Если упорно и целенаправленно заниматься, вы желаемый результат обязательно будет достигнут. Нельзя оставлять без внимания даже малейшие отклонения в речи малыша, ведь красивая, грамотная речь – это одно из условий достижения успеха в современном обществе.

Ссылка на основную публикацию
Что за лекарство нипертен
Нипертен Инструкция по применению Цена на Нипертен от 135.00 руб. в Москве Купить Нипертен в Москве можно в интернет-магазине Apteka.ru...
Что делать если у тебя переходный возраст
Для кого пубертат проходит острее — для детей или для родителей? Как проявляется переходный возраст у мальчиков и девочек? Сколько...
Что делать если ухо перестало слышать
Термином «нейросенсорная потеря слуха» описываются две разные проблемы: потеря слуха, связанная с нарушением работы внутреннего уха, и нарушение работы слухового...
Что за наклейки у спортсменов на теле
Kinesio tape представляет собой клейкую ленту, похожую на лейкопластырь, выполненную из хлопковой или другой ткани и пропитанную гипоаллергенным клеем. Особенностью...
Adblock detector