Почему я все забываю быстро

Почему я все забываю быстро

Автор: Никлас Гёке (Niklas Goeke)

4 способа прокачать свою память и начать действовать

Думать и не делать — то же самое, что не думать. Питер Сэйдж

Если вы много читаете, но чувствуете, что забываете большую часть информации, которую вы так старательно зубрили, то эта статья для вас. Сегодня я хочу рассказать вам о трех вещах:

1. Тревожные звоночки
2. Объясню, почему это важно и как это поможет вам запоминать лучше
3. Четыре лайфхака, которые помогут вам легче запоминать

В 2016 году я каждый день чему-то учился, читая разные книги, и потом об этом написал. Самым большим уроком, который я из этого извлек, было

Читай только тогда, когда это тебе нужно!

Сегодня информацию можно отыскать, просто нажав кнопку. Да, знания, делают тебя интересным, но ненадолго, и держу пари, что учите вы лишь для того, чтобы блеснуть своими знаниями на вечеринке.

Быть начитанным только ради того, чтобы быть умным — показатель тщеславия вашего эго.

Не учите только для того, чтобы выучить. Будьте практичнее. Используйте ту информацию, которую поглощаете. Это единственная полезная вещь, которую вы можете с ней сделать. Вот и все дела.

Необъяснимо, но факт — вы выучиваете лучше то, что вам необходимо именно сейчас.

Существуют два вида памяти

1. Память, которую вы формируете осознанно
2. Память, формируемая подсознательно, через опыт

Первый тип памяти находится в вашем гиппокампе (часть лимбической системы головного мозга. Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти — прим. перев). Вот что происходит, когда ваш сосед Джон представляется вам. Вы начинаете проговаривать «Джон, Джон, Джон, Джон, Джон…» в своей голове снова и снова, чтобы не забыть.

Второй тип памяти расположен в новой коре вашего мозга (новая кора отвечает за высшие нервные функции — сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и речь — прим. перев.). Когда вы идете с бабушкой и дедушкой в Диснейлэнд первый раз, покупаете мороженое, которое падает на пол, и милая леди за прилавком дает вам новый шарик, то этот опыт завершается здесь.

Память, расположенная тут, куда сильнее, так как каждый кусочек вашей памяти расположен в отдельной секции.

Например, воспоминание о вкусе мороженого, купленного вашей бабушкой, находится во вкусовом отделе синапса (небольшой участок в окончании нейона, отвечающий за передачу информации между нервными клетками — прим. перев.), тогда как дизайн кафе-мороженого в стиле 1920-х — в зрительном.

Множество синапсов в разных местах помогают запоминать лучше. Вот почему запоминать легче, прогнав это через чувственный опыт.

Доки в своем деле, будь то шахматы, кунг фу или продажи, стали таковыми только благодаря повторению и практике. Таким образом, они использовали то, чему учились.

Так что натаскивайте свой гиппокамп и применяйте на практике то, что выучили.

Думайте об этом в терминах ввода и вывода. Когда вы находитесь на стадии вывода и пытаетесь, например, решить проблему создания маркетингового плана для вашего бизнеса, вы также должны связать это с вводом (книгой по маркетингу).

Конечно, вы можете придумать причину, почему вам это нужно. В прошлом году мне нужно было кое-чему научиться, читая каждый день по одной книге, потому что я должен был написать пост в блоге!

Только благодаря этому я целиком и полностью превратил свои знания в нечто такое, что дало свои плоды.

4 лайфхака для того, чтобы запоминать лучше

Исходя из того, что у вас есть весомая причина запомнить, вот 4 вещи, которые помогут сделать это быстрее.

1. Интервалы

Вы пробормотали имя Джона несколько раз, но вдруг поняли, что это не помогает вам запомнить его. Ваш мозг просто устал. Ему нужны перерывы для того, чтобы все запомнить.

Отправьте самому себе напоминание с именем Джона через два после того, как услышите его впервые. Это будет более эффективно.

Это называется эффектом интервалов.

2. Эффект Зейгарник

Наш мозг имеет свойство напоминать вам о тех вещах, которые вы не доделали.

Это называется эффектом Зейгарник.

Например, когда вы сделаете перерыв после четырехчасовой тяжелой сессии по математике, ваше подсознание продолжает решать последнюю проблему, на которой вы застопорились, и решение может прийти к вам на следующий день после утреннего душа.

Так что от перерывов есть двойная польза: правильные повторения при вводе позволят памяти погрузиться глубже и ваш мозг автоматически напомнит вам информацию в нужное время!

3. Разбивка на куски

Число 1117200112241999 запомнить сложно.

Но две даты, следующие одна за другой — 11.17.2001 и 12.24.1999 — не очень. Особенно тогда, когда они в контексте: день рождения моего друга и Рождество 1999-го.

Разделяйте большие куски информации на маленькие и вкрапляйте их в контекст. Так ее будет легче запомнить.

4. Дворец памяти

В то время как опыт — самый действенный способ запомнить, вы также можете создавать такой опыт у себя в голове и наблюдать такой же эффект.

Читайте также:  На что влияет повышенный гемоглобин в крови

Гуляйте по воображаемой дороге и мысленно расставляйте вещи и предметы, которые вы хотите запомнить, по ее пути.

Например, представьте себе, что вы ходите по своему дому и раскладываете предметы из своего списка покупок в разных местах. Лук вы положили в ящик для носков, хлеб — на кухонный стол, лимоны — в туалете.

Затем, когда вы окажетесь в бакалейном магазине, все, что вам нужно сделать — это прокрутить в голове вашу воображаемую прогулку снова и купить все, что вам нужно.

Эти лайфхаки взяты из двух книг по теме памяти. Я сделал конспекты их обеих: Эйнштейн гуляет по Луне Джошуа Фоера и Как мы учимся Бенедикта Кэри.

Но, пожалуйста, не читайте их ради развлечения — думайте о том, что бы вы хотели улучшить и запомнить в первую очередь! Самый важный лайфхак — читайте только тогда, когда вам это нужно!

Нарушения памяти принято считать уделом пожилых. Мол, старческий маразм всех настигнет и никуда от него не деться. В 1994 году ВОЗ предложила термин «возрастные когнитивные нарушения» и рекомендовала неврологам и психиатрам широко пользоваться им во всех ситуациях, которые только позволяют связать возраст и интеллект. Иными словами, если пациент старый, то стоило сказать ему: «А что вы хотели, в ваши-то годы?» – а в его карте сделать запись о возрастных когнитивных нарушениях, да и дело с концом.

В настоящее время концепция «старческого маразма» полностью пересмотрена. Нарушения памяти больше не принято считать уделом пожилых и вообще как-либо связывать с возрастом. Если у человека имеются нарушения памяти или внимания, если из-за этого нарушается его повседневная деятельность, если он чувствует «туман в голове» без видимых причин, это связано с болезнью, но никак не с возрастом.

Жалобы на снижение памяти у молодых людей – не такая уж редкость на приеме у невролога. Независимо от возраста, человек может испытывать трудности с решением повседневных задач. Однако возраст диктует определенные особенности в алгоритме обследования таких пациентов. Попробуем разобраться, что делать с разнообразными жалобами вроде «мутной головы», снижения работоспособности, трудностей запоминания и принятия решений у молодых людей.

Чаще всего в молодости обнаруживаются субъективные когнитивные нарушения. Это значит, что пациент их замечает, а врач, даже если будет использовать самые чувствительные тесты, нет. Несмотря на то что современная наука не позволяет с уверенностью определить наличие субъективных когнитивных нарушений, они могут приносить молодому человеку много неприятностей. Например, создавать трудности при выполнении повседневной работы, решении рутинных задач, планировании и реализации задуманного. Иными словами, человек чувствует себя «каким-то отупевшим», а врач сообщает ему, что все в порядке. Далее в ход идет штудирование форумов, покупка ноотропов и биодобавок с разных сайтов, употребление кофеинсодержащих напитков и попытки «улучшить мозговое кровообращение» при помощи внушительного списка препаратов, предлагаемых отечественной фармпромышленностью и неизвестных кому бы то ни было за рубежом. Это типичная, но ошибочная стратегия.

Потому что субъективные и легкие когнитивные нарушения существуют не только в воображении пациента. Это реальная проблема, которую трудно выявить при помощи тестов. Диагностику усложняет тот факт, что трудности запоминания и обучения то есть, то нет. Пациент замечает, что его память не в порядке, сравнивая себя некоторое время назад и сейчас.

Если в роли больного, к примеру, оказывается физик-ядерщик, работающий по профессии, очень вероятно, что его когнитивные способности до ухудшения были выше средних. Поэтому когнитивный резерв помогает ему справляться с работой и учебой, хотя он и чувствует себя не совсем уверенно. При этом коллеги и тем более врачи заметят какие-то тревожные признаки только на серьезном этапе развития болезни – стадии умеренных когнитивных нарушений, но никак не легких или тем более субъективных.

Еще одна проблема, которая хорошо ощущается пациентом, но с трудом объясняется доктору, – это снижение толерантности к умственным нагрузкам. Это значит, что человек справляется со своей работой, как и раньше. Просто ему нужно больше времени и усилий. Что сильно раздражает, но никак не может быть выявлено при помощи тестирования или других исследований.

В некоторых случаях дело заканчивается переходом легких когнитивных нарушений в умеренные, а затем и в выраженные. Конец истории печальный – деменция. Такое случается при раннем дебюте нейродегенеративных заболеваний, одним из которых является, например, болезнь Альцгеймера. Увы, она встречается не только у стариков.

Но все же чаще «виновницами» «мутной головы», трудностей при попытках сосредоточиться и невозможности длительно выполнять какую угодно мыслительную работу у молодых людей оказываются другие причины.

Депрессия

Жалобы на рассеянность внимания, снижение мотивации и апатию часто оказываются признаками депрессии или невротических расстройств на фоне стресса. Проблемы с памятью обычно сопровождаются в таких случаях чувством тревоги, нарушениями сна и аппетита. При невротических расстройствах чаще обнаруживается рассеянность внимания, сложность переключения с одного дела на другое, невозможность сосредоточиться на чем-то одном.

Читайте также:  Инфоцелограмма головы

Еще одна жалоба – «медленное мышление», когда мысли увязают, будто мухи в варенье, и становится абсолютно невозможным планирование и выполнение даже самых нехитрых дел. Тревожные расстройства вызывают рассеянность внимания в связи с тем, что беспокойные мысли «оттягивают» на себя психический ресурс, истощают когнитивные способности и быстро провоцируют чувство утомления. И они также являются типичной причиной снижения памяти у молодых.

Лечение – подбор лекарств у психиатра или невролога в зависимости от тяжести расстройства психики. С легкими и среднетяжелыми случаями, когда нет мыслей о самоубийстве и удается как-то справляться с повседневными делами, можно обратиться к неврологу.

Хронические болезни

Снижение функции щитовидной железы, или гипотиреоз, часто маскируется под депрессию. Более того, антидепрессанты помогают отчасти решить проблему постоянной сонливости и сниженного настроения. Однако посещение эндокринолога и проверка функции щитовидной железы – обязательная часть программы обследования молодого пациента, который жалуется на снижение памяти.

Часто жалуются на проблемы с памятью пациенты с диабетом. Им нужно быть особенно щепетильными в вопросах здорового образа жизни, чтобы избежать перехода легких когнитивных нарушений в умеренные (и это не предел, деменция у безалаберных диабетиков вообще обычная история): контролировать уровень сахара крови и артериального давления, не забывать о посильной физической нагрузке и максимальном ограничении рафинированной еды. Люди с повышенным давлением, не пьющие прописанные врачом таблетки, еще одна уязвимая категория.

В каждом случае лечение будет направлено на причину болезни. Хотя в нашей стране снижение памяти у диабетиков любят лечить разнообразными «сосудистыми» лекарствами, первоочередной задачей является нормализация уровня глюкозы крови. Постоянный прием соответствующих лекарств, ежедневная физическая активность и сбалансированный рацион работают куда лучше, чем целый комплекс «капельниц для сосудиков».

Отсутствие мотивации

Один мой пациент очень хотел переехать в Париж в обозримом будущем. Однако ему не давался французский язык. Он просто не мог заставить себя выучить хотя бы десяток новых слов ежедневно, а учебник грамматики вызывал у него пароксизмальную зевоту. Нейропсихологическое тестирование не показало отклонений. Зато доверительная беседа помогла выявить полное отсутствие мотивации. Мужчина был уверен, что ему «пора валить», но зачем, для чего и каким образом, он сказать не мог.

Отсутствие мотивации не болезнь. Если проблему не решать, а только ходить вокруг да около, результата не будет. То же самое относится к невозможности водить машину, когда вы записались в школу вождения, но не посещаете занятия. Или когда вы сетуете на несделанные дела, потому что продремали до вечера под скандинавский сериал. Мотивацию нельзя добыть при помощи невролога, ноотропов или волшебной палочки. Она выдается мозгом только тогда, когда дело обещает быть приятным и полезным. Если вы сами не верите в свою мечту, то вряд ли она когда-нибудь сбудется.

Когда забывчивость – норма

Не стоит забывать и о том, что мозг человека – это не многозадачный смартфон. Поэтому испытывать сложности с памятью и вниманием при сильном стрессе или усталости нормально, как и чувствовать себя слегка отупевшим после нескольких часов в душном помещении. Нормально также забыть имя человека, с которым вы только что познакомились, особенно если ваше внимание отвлекло что-то еще. Нормально иногда прийти из одной комнаты в другую и с минуту размышлять о том, что вы хотели сделать. Это нельзя назвать когнитивными нарушениями, это мелкие баги внимания и оперативной памяти, которые свойственны каждому.

Однако при появлении стойкого ощущения, что мозг будто бы начал работать вполсилы, что для решения привычных задач требуется больше времени и как будто совсем пропал энтузиазм, имеет смысл проконсультироваться с врачом. Начать лучше с терапевта и с самых простых анализов. Иногда уже на этом этапе удается выяснить, что причина ухудшения памяти – это повышенное давление, или анемия, или дефицит витамина D.

В любом случае прием ноотропов вряд ли поможет решить возникшую проблему. Потому что жалобы на снижение памяти – неспецифический симптом, и каждая ситуация требует анализа обстоятельств и индивидуального подхода.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Бывает, что зайдя в комнату, мы уже не помним, зачем нам понадобилось прийти сюда. Обозреватель BBC Future исследовал это явление, которое называют «эффектом дверного проема», и считает, что оно прекрасно иллюстрирует не только слабые, но и сильные стороны человеческой памяти.

Это случалось со всеми. Возвращаешься за ключами, но стоит зайти в комнату — сразу забываешь, за чем шел.

Открываешь дверцу холодильника, лезешь на среднюю полку и тут понимаешь, что не помнишь, что тебе там вообще понадобилось.

Читайте также:  Сиафор1000 инструкция по применению цена отзывы

Или ждешь удобного момента, чтобы вклиниться в монолог друга, но как только это удается, срочный вопрос, вертевшийся на языке, вылетает из памяти.

«Что я хотел сказать?» — вопрошаем мы у изумленной публики, а окружающие разводят руками: «А мы-то откуда знаем?!»

Такие провалы в памяти могут вызвать конфуз, но в то же время это довольно распространенное явление, которое называют «эффектом дверного проема».

Оно дает представление о важных принципах организации человеческого мышления.

Если разобраться в его природе, нам может быть легче понять, что такая минутная забывчивость — это не просто досадная оплошность (хотя, конечно, она не станет от этого менее досадной).

Пожалуй, лучше всего эти особенности нашего мышления иллюстрирует притча о женщине, встретившей трех строителей во время обеденного перерыва.

Мы понимаем, что такая минутная забывчивость — это не просто досадная оплошность

«Что вы сегодня делаете?» — спрашивает она у первого. «Кладу кирпич за кирпичом, и конца-края им не видно!» — вздыхает тот.

Она задает тот же вопрос второму. «Строю стену», — отвечает он просто. А третий в ответ с гордостью заявляет: «Я возвожу собор!»

Возможно, вы слышали эту историю как пример того, почему важно «видеть лес за деревьями», но наш внутренний психолог видит в ней напоминание о том, что для успешного достижения цели все действия необходимо продумывать на нескольких уровнях.

Безусловно, точка зрения третьего строителя — самая вдохновляющая из всех, но нельзя построить собор, не умея класть кирпич за кирпичом, как первый из строителей.

В повседневной жизни наше внимание перемещается между этими уровнями — от целей и задач к планам и стратегиям до самых нижних уровней — конкретных действий.

Когда все хорошо и мы находимся в знакомой ситуации, мы думаем прежде всего о том, чего мы хотим достичь, а дальше все как бы складывается само собой.

Например, опытный водитель переключает передачи, следит за приборной панелью и крутит руль автоматически, и его внимание сосредоточено на менее рутинных действиях, таких как лавирование в потоке машин и разговоры с пассажирами.

Но если что-то идет не так, приходится сосредоточиться на мелочах и ненадолго отвлечься от целостного восприятия ситуации.

Поэтому выехав на сложную развязку или уловив в гудении мотора странный звук, водитель прерывает беседу.

Такое переключение внимания между различными уровнями позволяет нам выполнять сложные функции и составлять последовательные планы, разворачивающиеся во времени и в разных местах или предполагающие выполнение целого ряда действий.

«Эффект дверного проема» срабатывает в тот момент, когда наше внимание переключается между разными уровнями, и показывает, насколько наша память — даже память о том, что мы собирались сделать в следующий момент, — зависит от окружающей обстановки.

Представьте себе: вы вернулись за ключами, но, едва войдя в комнату, забыли о том, что хотели сделать. С психологической точки зрения это объясняется тем, что цель («взять ключи») была утеряна в процессе выполнения необходимой части стратегии ее достижения («зайти в комнату»).

Возможно, сама эта цель является частью более глобального плана («собраться в дорогу»), который, в свою очередь, входит в более и более масштабные планы («пойти на работу», «избежать увольнения», «быть ответственным гражданином и приносить пользу» и так далее). Каждый из этих уровней периодически требует внимания.

В какой-то момент в ходе переключения между элементами этой сложной системы возникла мысль о ключах, и подобно тому, как цирковой артист начинает вращать тарелочки на длинных шестах, вы сосредоточились на этом действии в течение достаточного времени, чтобы составить план.

Но затем вы перешли к следующей тарелочке (в данном случае это были дорога до спальни, мысль о том, кто опять бросил одежду на пол, составление в уме плана рабочего дня или одна из миллиона других мелочей, из которых состоит наша жизнь).

Иногда эти вращающиеся тарелочки падают. Наша память — даже память о наших целях — опирается на цепочку ассоциаций. Это может быть материальное окружение, в котором она формируется, — вот почему посещение дома, где прошло детство, может пробудить целую череду воспоминаний — или нематериальная, умственная среда — то, о чем человек думал в тот момент, когда конкретная мысль пришла ему в голову.

«Эффект дверного проема» срабатывает в результате изменения и материального, и нематериального окружения, когда человек переходит в другую комнату и начинает думать о чем-нибудь другом.

И наспех поставленная цель, которая, возможно, была лишь одной из множества вращающихся тарелочек, с изменением обстановки забывается.

Это явление приоткрывает завесу тайны над тем, как человеку удается координировать сложные процессы и действовать в соответствии с продуманными планами таким образом, чтобы — чаще всего — укладывать подходящие кирпичики в положенное им место, чтобы воздвигать собор своей жизни.

Ссылка на основную публикацию
Почему у ребенка шелушатся пальцы на руках
Кожа выполняет дыхательную, защитную, выделительную, терморегулирующую и рецепторную функции. У детей она, как правило, очень нежная и эластичная, и изменение...
Почему табакокурение способствует развитию болезней сердца
Пользуясь таблицей «Влияние табакокурения на здоровье человека», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое из заболеваний связано с курением в большей...
Почему тело чешется и покрывается красными пятнами
Красные пятна на коже могут возникать по разным причинам. Это не самостоятельное заболевание, а симптом. Красные пятна могут распространяться по...
Почему у человека постоянно холодные ноги
Чаще всего нижние конечности мерзнут у людей старшего возраста, но иногда этот симптом возникает у молодых людей. Если вы постоянно...
Adblock detector