Психологические причины девиантного поведения подростков

Психологические причины девиантного поведения подростков

Данная статья будет интересна не только педагогам, но и родителям (законным представителям) обучающихся.

В предыдущей статье была рассмотрена актуальность темы девиантного поведения несовершеннолетних, раскрыто понятие данного термина, его виды и признаки. В данной статье мне бы хотелось продолжить изучение данной темы и рассмотреть причины возникновения девиантного поведения.

Статья

Киреева Яна Александровна

школа № 2 (открытого типа)

Причины возникновения девиантного поведения.

Аннотация: В предыдущей статье была рассмотрена актуальность темы девиантного поведения несовершеннолетних, раскрыто понятие данного термина, его виды и признаки. В данной статье мне бы хотелось продолжить изучение данной темы и рассмотреть причины возникновения девиантного поведения.

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда. На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования.

Постоянная критика. Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше, и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия 1 .

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

1) стремление получить сильные впечатления;

3)повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

4)неблагополучная ситуация в семье;

5)стремление к самостоятельности и независимости;

6)недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;

7)отставание в учебе;

8)пренебрежение со стороны сверстников;

9)непонимание взрослыми трудностей детей;

10)недостаточная уверенность ребенка в себе;

11)отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

12)стрессовые жизненные ситуации;

13)напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);

14)примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;

15)чрезмерная занятость родителей;

16)конфликты с родителями;

17)обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

18)постоянные нарекания, брань в семье;

19)слабость интеллектуальной сферы ребенка;

20)повышенная коммуникативность детей;

21)низкий уровень эмоционально – волевого контроля у детей;

22)одиночество, непонимание другими;

23)излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

24)неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

26)неравномерность психофизического и полового созревания;

27)отсутствие навыков социального поведения;

28)снижение культуры, интеллектуального уровня;

29)масса свободного времени;

30)скука, «просто так»;

31)желание обратить на себя внимание;

Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:

  • причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
  • причины социального и психологического характера;
  • причины, связанные с возрастными кризисами.

В исследовании Н.В. Майсак 2 установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:

  • негативную психическую напряженность;
  • акцентуированную готовность к риску;
  • психическую ригидность;
  • выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;
  • непредсказуемость поведения;
  • высокую агрессивность.

Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения 3 .

Среди традиционных причин девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие: нарушения в становлении, формировании и развитии личности, в деятельностной линии онтогенеза; влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений детско — родительских, детско — детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением; выраженное протекание подросткового кризиса; членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм. С современностью связано влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности; мира компьютерных игр; а также размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства.

Читайте также:  Можно ли сжечь кожу марганцовкой

Другим механизмом отклоняющегося поведения несовершеннолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. X. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций 4 .

Дистанционные курсы и переподготовка для гуманитариев. Дипломы гос. образца в реестре РФ АНО ДПО «ИДПК ГО»

Васикевич Вероника Викторовна

Углубленно занимаюсь изучением психологии

девиантного поведения в подростковом возрасте.

Данная тема является актуальной и значимой в настоящее время. Уделяют достаточно много времени проблемам девиантного поведения среди несовершеннолетних. Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Ж. Ж. Руссо. Он впервые обратил внимание, что у человека есть психологическое значение, которое имеет важный период в развитии. [5, с.70]. Подростковый возраст – самый сложный этап в становлении личности индивида. Подростковый возраст – это граница протекания между детством и взрослой жизнью.

Подросток проходит пять стадий полового созревания: Сначала проходит стадию детства т.е (инфантилизм) завершается в возрасте 8-10 лет у девочек, а у мальчиков 10-13 лет; вторая стадия ведет к началу пубертата, третья стадия носит этап активного формирования половых желез (девочки растут активнее); четвертая стадия идет в формировании активности половых гормонов (начинается менструация у девочек); в пятой стадии идет завершение репродуктивной системы.

Общение подростков со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Для подростка важны не только контакты со сверстниками, но и признание ими. Полноценное дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с «благополучными» сверстниками сужено. Обычно подростки с противоправным поведением устанавливают контакты с лицами, имеющими схожие проблемы. Для подросткового возраста характерна реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как активное стремление к самостоятельности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Если ниже самооценка подростка, тем сильнее он чувствует себя в одиночестве. [5, с.75]

Кризис подросткового возраста – это кризис является самым острым и самым длительным. В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, изменяется голос у мальчиков). Начиная с 12-13 лет, происходит половое созревание и усиленная перестройка организма в целом, также развитие духовности интеллектуального потенциала. Происходит идентификация и формирование «Я – концепции». В основном связано с самооценкой, с образом собственного тела и с половой идентификацией. Девочки сильно озадачены своим внешним видом, может возникнуть мания (дисморфофобия) – повышенная сосредоточенность на тех телесных и физических изменениях, которые происходят. Отклонение сексуальной сферы у мальчиков: гомосексуализм, постоянный анононизм, сексуальный аскетизм. А у девочек отклонение сексуальной сферы: половая распущенность и дисморфофобия отдельных частей тела и лица.

Появляется чувство взрослости, а в семье возникают частые конфликты, подросток реагирует протестом и негативизмом на любые попытки вмешаться в его жизнь. После такого столкновения подростки узнают себя и о своих возможностях, на что они способны и как могут самоутвердиться. А вот главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Подростки достаточно легкомысленны и относятся к человеческим запретам возмущенно, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, а их любопытство становится сильнее. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка, превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса. Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

Кризис независимости (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие);

Кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам и формам поведения).

Подростковый возраст рассматривается один из «острых» кризисов и одним из самых важных и сложных критических периодов развития, подростковый кризис состоит из трех стадий: [5, с.120].

1) предкритическая стадия (ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушить общепринятые стереотипы);

2) кульминационная стадия (подросток может сделать что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело);

3) посткритическая стадия (у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми)

Девиантное поведение -это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. В социальном обществе всегда существуют социальные нормы и правила, которые принятые в данном обществе. Несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, на мой взгляд, является одной из наиболее важных проблем на сегодняшний день. Из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста девиантности среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики. Такое поведение угрожает физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводит к смертельному исходу. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, теория стигматизации Г. Беккера. [9, с.50].

Значительное изучение девиантного поведения подростков являются работы авторов исследующих отдельные аспекты. Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими ученым, как С.А. Беличева, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина. Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева. [7 с. 55].

Девиантный подросток имеет свои особенности, по которым можно его увидеть : негативная психическая напряженность, акцентуированная готовность к риску, психическая ригидность, агрессивность высокая. Причины подростковой девиантности связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами, причины социального и психологического характера, причины связанные с возрастными кризисами

Стоит отметить, что несмотря на глубокие исследования девиантного поведения проблема подростковых девиаций требует дальнейшего изучения. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей. [6, с.130]

Делинквентное поведение – разновидность преступного (криминального) поведения человека, представляющее уголовно наказуемое деяние. Аномалии связанные с делинквентным поведением: проблемы в семье , психопатия, невротические расстройства, черепно-мозговые травмы. Мотивы к делинквентному поведению относят: скуку, получение удовольствия, высокий социальный статус, риск и острые ощущения, зависть. [6].

Читайте также:  Почему обильное слюновыделение

Аддиктивное поведение – тип девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Причины этому: пример родителей, избавиться от застенчивости, избавиться от состояния тревожности, чувство взрослости, биологические и социальные факторы. Формы зависимого поведения могут быть: химическая зависимость, нарушения пищевого поведения, игровая зависимость, сексуальные аддикции. По мнению В.Д. Менделевича -употребление алкоголем или наркотическими веществами можно рассматривать как бегство- «в тело». [6].

Патохарактерологический тип поведения – под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера. Причины психопатий : родовые травмы, заболевание ЦНС, черепно-мозговая травма и недостатки воспитания. [6].

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия – галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться). [6].

На гиперспособностях – тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях – идет игнорирование реальности. Человек существует в реальности (“здесь и теперь”) и одновременно живет как бы в собственной реальности. Например, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с его неординарными способностями (музыкальными, математическими). В настоящее время большое внимание уделяется суицидальному поведению несовершеннолетним, такое поведение считается девиантным и проблемным.

Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Виды суицидов: 1. истинный суицид – желание умереть (не спонтанно), угнетенное настроение, депрессивное состояние; 2. демонстративный суицид – не связан с желанием умереть, способ обратить внимание на себя; 3. скрытый суицид- поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход их жизни. Причины суицида: биологические факторы, болезни (алкоголизм увеличивает риск суицида), социальные факторы (которые приводят к депрессии и потери смысла жизни). [6]. У 52% подростков большая часть из низ носит временный характер, но у некоторых может закрепиться. А вот более 50% подростков фантазируют по этому поводу. Если это не импульсивный суицид и не чьё-то прогнозированное воздействие, то в поведении часто происходит комплекс, в основном наблюдается демонстративный суицид.

С таким явлением как девиантное поведение нужно бороться, проводить профилактические работы по устранению негативного поведения. Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. При оказанию психологической помощи подросткам с девиантным поведением рекомендуется использовать способы и приёмы: [1].

Информирование – повышение в области обсуждаемых вопросов.

Метафора – суть в использовании аналогий-образов, сказок, пословиц. Метафора оказывает косвенное влияние на установки, мнения человека.

Установление логических взаимосвязей – установление последовательности событий.

Убеждение-использование аргументов, беседа.

Приём – оцени поступок

Приём – мой идеал

Приём – обмен ролями

Таким образом, можно сделать вывод, что девиантное поведение – определяется большинством исследователей как отклоняющееся поведение. Рост детской преступности, формирование к алкоголизации и наркомании, изменения в сфере социальных интересов представляют собой проблемы, которые накопились в нашем обществе и требуют своего устранения. Причины девиантности закладываются с детства, а устойчивая позиция развивается и сохраняется в подростковом возрасте. Любой фактор воздействующий на ребенка, дает в будущем толчок к такому поведению.

Хочется подчеркнуть, что семья является эталоном для своего ребенка, самым первым социальным институтом, который воспитывает и дает знания. Семейное воспитание – целенаправленный осознательный процесс формирования качеств. Смотря на своих родителей дети начинают подражать их манерам и действиям.

Родители не имеющие социальную и нормативную компетентность, не соблюдающие нормы и правила, то их дети становятся отражением их самих. Но, можно сделать исключение о том, что не все дети растущие в таких асоциальных семьях становятся правонарушителями, или имеют склонность к девиациям.

Если у ребенка есть эталон подражания вполне адекватного человека, который соблюдает нормы и правила, то ребенок имеет возможность учиться у него всему хорошему. Самая большая причина приводящая к девиантности – это одиночество. Когда родители из – за своей занятости, или по какой – то другой причине не находят времени узнать как у ребенка дела, обсудить важные вопросы жизни или просто провести совместное времяпрепровождение, тогда
происходит разрушение в сфере интимности.

Очень важно, чтобы родители воздействовали на ребенка с хорошей стороны, помогали в плавном протекании «острых» кризисов, понимали, любили, были другом и эталоном для подростка. Чтобы пережить данный кризис, нужно проявлять интерес к увлечениям ребенка, поощрение и поддержка, разговаривать, проводить время, обсуждать различные вопросы, советоваться со своим ребенком, не сравнивать с другими детьми, не использовать авторитарный стиль воспитания, а применять демократический стиль взаимодействия. Тогда в нашем обществе будет меньше несовершеннолетних с девиантным поведением.

1. Амбрумова А.Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений /А.Г. Абрумова – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 220 с.

2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / А.Л. Арефьев, – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 127 с.

3. Бытко Ю.И. Девиантное поведение подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / Ю.И. Бытко, – М.: МГУ, 2006. – 135 с.

4. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин //Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер,2001. – 512 с.

5. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. –М.: Наука, 1987. – 309 с.

6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. – 445 с.

7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.

8. Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. – СПб.:СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27.

Раздобарова О.А.
педагог-психолог МОУ СОШ №4 ст. Кущевская, Россия

Подростковый возраст — время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу.

Поведение подростка — внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, как правило, связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития, и большая часть этих осложнений является отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

Читайте также:  Если спина болит и низ живота

В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков — одна из центральных психолого-педагогических проблем.

«Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка, относятся:

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков роль образовательных учреждений. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшей в условиях неблагоприятного семейного воспитания.

Отношение учащихся к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива.

Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения. В практике работы диагностика девиантного поведения обычно носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Реже психологи исследуют причины и условия формирования девиаций, используя этимологический подход.

Для диагностических целей по рассматриваемой проблеме могут быть использованы общие методики и специальные тесты. По мнению Кутецовой И.В., Сергеева Г.К. продуктивной является модель, включающая скрининг — направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов для уточнения этиологии отклонений. (Федосеенко, 2006.)

Например, в диагностической работе с подростками и юношами психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р. Кеттела, патохарактерологического опросника А.Е. Личко, проективного теста М Люшера, универсальной методики выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования).

В процессе выявления девиаций в учебном заведении важно соблюдать следующие принципы:

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

Данную работу необходимо проводить с учетом характерологических особенностей подростка, с учетом ведущего «радикала» характера.

В беседе с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально- положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивая, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются в социальной изоляции.

Для подростков с недостаточной устойчивой центральной нервной системой характерны: эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать подростка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них. Существенным для подростков первой и второй групп может оказаться и медикаментозное печение успокаивающими препаратами, которые может назначить только детский и подростковый врач-психиатр.

Внимание в работе с неустойчивыми в поведении подростками должно быть направлено на организацию постоянного контроля за учебными и другими видами их деятельности.

Обращение к морально-этическим ценностям далеко не всегда приводят к положительнымрезультатам – таких подростков почти невозможно переубедить, но можно принудить. Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком приведет к улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста.

В беседах с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя подростков на социально-одобряемые формы проявления активности (а именно эта потребность наиболее типична для таких подростков), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии.

Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания у демонстративных подростков, им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятиях творчеством. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказывать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно и несколько преувеличивать тяжесть последующего наказания, учитывая трусливость субъектов.

Реабилитационная и коррекционная работа с подростками «необщительного» типа (замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах, не допускают вмешательства в свой внутренний мир. В беседах с такими подростками недопустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста. Часто оказывается це­лесообразной смена воспитателя, педагога, инспектора, так как без эмоционального контакта результаты будут минимальны. В таких случаях необходимо действовать через лиц, которым симпатизируют подростки этого типа.

Кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками, имеющими признаки патологического отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия с участием детских и подростковых врачей-психиатров. В число таких мероприятий можно включить следующие:

В качестве профилактики девиантного поведения у подростков следует отметить важность лечения проявлений минимальной мозговой дисфункции в раннем возрасте, наряду с психотерапевтической работой с семьями детей. В этом плане неоценимое значение имеет развитие системы дневных стационаров и правильный выбор учебного заведения.

Ссылка на основную публикацию
Псевдоузел щитовидной железы что это такое
Опасны ли псевдоузлы в щитовидке и как от них избавиться Псевдоузлы щитовидной железы – это доброкачественные новообразования, которые вызваны нарушением...
Процедура пересадки костного мозга
Трансплантация (пересадка) костного мозга используется для лечения некоторых видов рака и других заболеваний. Разрушение клеток костного мозга человека происходит после...
Процедура радиоактивный йод
Через несколько дней я держала в руках бумажку с зеленым штампом: "Карцинома". Затем были слезы, страх, отчаяние, операция по удалению...
Псиллиум как применять
Псиллиум обладает эндоэкологическим действием, т.е. стимулирует отток межклеточной жидкости, содержащей токсины, в лимфатические капилляры. Псиллиум (подорожник блошный) - это водорастворимое,...
Adblock detector