Психологический компонент гестационной доминанты

Психологический компонент гестационной доминанты

психологический гестационный беременность нежелательный

Проблема снижения рождаемости и депопуляции коренного населения в развитых странах на фоне высокого уровня жизни ставит в ряд приоритетных задач изучение социально — психологических аспектов деторождения и родительства. Неслучайно, тема психологии беременности, в последние несколько лет, стала активно разрабатываться в рамках социально-психологических исследований. Сейчас, когда деторождение уже не является единственной сферой самореализации женщины, важно понять, каким является внутреннее содержание переживания беременности, смысл и цель рождения ребёнка для современной женщины. Посредством каких социально-психологических факторов можно влиять на становление и развитие родительских ролей супружеской пары, превращать беременность в значимое жизненное событие, оптимизировать процессы протекания беременности и родов и способствовать формированию ценностно-смыслового отношения к материнству и родительству.

Обширное поле психологических описаний беременности не содержит пока целостной теории, основные положения которой можно применять в практической работе с семьей в процессе ожидания ребёнка и в разработке социально-психологических программ сопровождения беременности. В то же самое время, подготовка к родам и родительству, психологическая работа с беременными становится сейчас достаточно популярной. Различные школы материнства предлагают всевозможные программы психологического сопровождения беременности, не всегда обоснованные и эффективные. В настоящее время мы можем указать несколько основных подходов к проблеме психологического сопровождения беременности. Каждому из них соответствует свое понимание беременности и связанное с этим представление о целях и задачах решаемых психологом при работе с данной категорией клиентов. Однако нужно отметить, что наблюдается спутанность понятий, описывающих физический, психологический и духовный план человека и уровней рассмотрения данной проблемы. Назрела острая необходимость разработки комплексных моделей психологического сопровождения беременности, основанных на системных исследованиях психологических аспектов этого феномена изучения особенностей вожделенной и нежеланной беременности.

Большинство исследователей считают, что психологическая специфика беременности является социально-психологической и возникает как результат прошлых или актуальных отношений беременной со значимыми другими. В силу чего, модель сопровождения беременности, основанная на социально-психологическом подходе к данному феномену, может оказаться наиболее соответствующей задаче оптимизации процессов протекания беременности и родов, подготовке к материнству и родительству.

В настоящее время традиционные представления о течении беременности и развитии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная — плод» пересматриваются с учетом имеющихся в мировой науке наработок. Открываются новые возможности воздействия на развитие плода, течения беременности и родов, профилактики нервно-психических нарушений у новорожденных и малышей, что имеет большое практическое значение.

В процессе развития можно выделить периоды, в которые отмечается особо интенсивное становление и развитие определенных органов и систем. В эти периоды именно они характеризуются повышенной уязвимостью к повреждающим воздействиям.

Были установлены следующие критические периоды онтогенеза (Анохин П.К., 1966; Светлов П.Г., 1966;):

— 5-6 день зачатия (период имплантации);

— 4-6-я неделя беременности (период развития плаценты);

— 20-24-я недели беременности (бурное становление многих систем организма, приобретающих к концу этого периода особенности, свойственные новорожденным) [12].

О.А. Соколовой было установлено, что на формирование эмоциональной сферы ребенка наибольшее влияние оказывают факторы, воздействующие на него в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев внутриутробного развития (2001).

Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, превалирующие во время беременности (особенно такие, как страх, агрессия), отмечались после рождения и у ребенка.

Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его развитие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье.

В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины И.А. Аршавский, основываясь на учении А.А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестационной доминанты (отлат. Gestation — беременность, dominans — господствующий) (1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры. [14]

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет собой интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического. [8]

Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестации и на создание условий для развития будущего ребенка. Особенности ПКГД проявляются в отношениях женщины к своей беременности, к ее будущему ребенку. [8]

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков И.В., 1996).

Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеские отношения зрелые, гармоничные, беременность желанна обеими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женской консультации, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания здорового ребенка.

Гипогестогнозический (греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность; лат. Gestation — беременность; греч. Gnosis — знание) тип ПКГД встречается у женщин двух возрастных групп: младшей и старшей. Представительницы этих двух групп весьма отличаются друг от друга.

Женщины младшей возрастной группы характеризуются некоторой инфантильностью. Беременность у большинства из них незапланированная. Многие из них учатся в институте и не желают брать академический отпуск («чтобы не отстать от группы»), продолжают заниматься с прежней интенсивностью, сдавать экзамены, посещают дискотеки, занимаются спортом, не ограничивают себя в употреблении сигарет и спиртного. Так, беременность они воспринимают как досадную помеху, которую стараются «не замечать», не задумываясь о предстоящих родах, материнских обязанностях. [11]

Читайте также:  Имеют самый быстрый кровоток

Старшая возрастная группа включает зрелых женщин, также не желающих менять свой жизненный стереотип. Большинство из них имеет высшее образование. Они планировали беременность, так как справедливо опасались, что с возрастом риск возникновения осложнений течения беременности и родов повышается. Однако эти женщины, как и представительницы первой группы, не склонны менять жизненный стереотип. Многие из них имеют хорошую профессию, увлечены работой, некоторые занимают руководящие посты. У них не хватает времени, да и желания встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения.

К посещению курсов дородовой подготовки большинство женщин этой группы относятся скептически, что сказывается на течении беременности и родов. У многих после выписки отмечается повышенный уровень тревожности. Обязанности по уходу за малышом тяготят, женщины стараются переложить их на родственников, как можно быстрее вернуться к прежнему образу жизни. Воспитание детей осуществляется ими по типу гипопротекции, что приводит к появлению у детей невротических реакций.

Выявление гипогестогнозического варианта ПКГД является показанием психотерапии беременной женщины. Психотерапевтические задачи при этом могут быть разными: улучшение супружеских отношений, коррекция иерархии ценностей, снижение уровня тревожности, повышение эмпатии и ответственности и т.д. [9]

Практика показывает, что своевременное выявление и коррекция гипогестогнозического варианта ПКГД положительно влияет на течение беременности и родов, способствует формированию материнских функций и «надежного» типа привязанности ребенка к матери, что способствует нормальному развитию и хорошему состоянию здоровья ребенка.

Эйфорический (греч. Eu — хорошо, phero — переносить) тип ПКГД часто отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия.

Нередко беременность становится средством манипуляции, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы ими посещаются, но далеко не ко всем советам они прислушиваются, не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В других случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, но, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами, в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания. [14]

Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, в резко сниженном фоне настроения беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может начать утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто возникают дисморфоманические идеи. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничтожения, обнаруживаются суицидальные тенденции. Гинекологу, акушеру, психологу — всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить невротический или психотический характер депрессии.

Итак, определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации вынашивания и рождения ребенка, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.

Оптимальный тип ПКГД — залог успешного развития здорового ребенка. Если женщина здорова, любима, беременна желанным ребенком, у нее оптимальный тип гестационной доминанты, она не испытывает острых стрессов, то плод находится в состоянии комфорта, безопасности и хорошо развивается. О. Ранк называл внутриутробное существование ребенка «раем» [17]

Бударина В.А., Аранович И.Ю.

В России ежегодно происходит 10-11 тысяч случаев отказа от детей. Если учесть, что в России родильных домов и отделений 2245, получается, что на один родильный дом приходится около пяти отказов. К отказу от детей приводит комплекс психологических и социальных причин. К психологическим причинам отказа от детей можно отнести присутствие у беременных женщин неоптимальных типов психологического компонента гестационной доминанты.

На развитие того или иного типа психологического компонента гестационной доминанты влияет ряд факторов. Мы предполагаем, что ценностные ориентации беременных женщин влияют на развитие того или иного типа гестационной доминанты.

Целью нашего исследования является изучение таких личностных особенностей женщин в период беременности, как механизмы психической саморегуляции, направленность на создание условий для развития будущего ребенка, отношение женщины к своей беременности, стереотипы поведения , и влияние ценностных ориентаций на их формирование.

Объект исследования — ценностные ориентации личности. Предмет исследования -психологические закономерности формирования личностных особенностей в зависимости от ценностных ориентаций беременных женщин.

Читайте также:  Обезболивающие капли для глаз длительного действия

В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме ценностных ориентаций беременных женщин.

2. Определить ведущие типы психологического компонента гестационной доминанты.

3. Установить взаимосвязь развития типа психологического компонента гестационной доминанты с ценностями женщин в период беременности.

Для достижения цели исследования был выбран комплекс тестовых методик: Тест отношений беременной (И.В.Добряков), Методика Ценностные ориентации. ( М. Рокич), Тест смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, адаптированный Д.А. Леонтьевым), Опросник личностных ориентаций ( Э. Шостром, адаптация Л.Я Гозман).

Данное исследование с помощью определения ценностных ориентаций у женщин на ранних этапах беременности и при ее планировании поможет предположить тип психологического компонента гестационной доминанты, что даст возможность провести профилактику и коррекцию ее неоптимальных типов.

  • Главная
  • Конференция 2019 г.
    • Информационное письмо
    • Программа конференции
    • Сборник материалов
    • Фото и видеоматериалы
  • Мастер-классы
  • Научные издания
    • Книги
    • Статьи
    • Авторефераты диссертаций
  • Ссылки
  • Контакты
  • О нас
    • О городе
      • О Костроме
      • Размещение
      • Экскурсии
    • О КГУ
    • Об ИПП
    • О кафедре
    • О лаборатории
    • Сотрудники
  • Гранты
  • Копинг-конференции
    • Конференция 2016 г.
      • Программа конференции
      • Мастер-классы
      • Издания
    • Фотоотчеты с конференций
    • Конференция 2007 г.
    • Конференция 2010 г.
    • Конференция 2013 г.
      • Мастер-классы
      • Издания
      • Отклики
      • Программа конференции
      • Основные направления
      • Главные докладчики

Особенности гестационной доминанты женщин, не встающих на учет по беременности

Хазова С.А., Золотова И.А.

Ключевые слова: психологическая готовность к материнству, гестационная доминанта, психологический компонент гестационной доминанты, депрессивный тип, тревожный тип, оптимальный тип гестационной доминанты

Статья посвящена проблеме психологической готовности современных женщин к материнству. Показано, что женщины, имеющие низкий социальный статус, часто не встают на учет по беременности, игнорируют интересы будущего ребенка. Описаны наиболее распостраненные причины, по которым женщины не встают на учет по беременности, а также типы психологического компонента гестационной доминанты женщин, оставляющих новорожденных на попечение государства.

Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнствования и материнствования несовершеннолетних (Н.Н. Авдеева, 1993; В.И. Брутман, 1994; С.Ю. Мещерякова, 1993); при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (В.И. Брутман, 1994; А.А. Северный, 1994; О.А. Копыл, 1993; Г.Г. Филиппова, 2002); в филогенетическом аспекте (Г.Г. Филиппова 1999, 2002). Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери (Slade P., MacPherson S., 1993; О.В. Баженова, Л.Л. Баз, 2002), разрабатываются опросники, выявляющие отношения родителей к неродившемуся ребенку (Condon J., 1993; Г.Г. Филиппова, 2002), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (Klous M., Jerauld R.1993, С.Ю. Мещерякова, 2005).

По словам ряда авторов, вопрос о готовности женщины к материнству остается весьма проблематичным, поскольку достаточно большое количество женщин рожает детей не потому, что они счастливы в жизни и хотят передать это счастье и любовь детям, а потому, что роль женщины предписывает им иметь детей (Спиваковская, 2005, Филиппова 2002). Степень психологической готовности к материнству отражает психологический компонент гестационной доминанты.

Принцип доминанты как один из основных принципов деятельности центральной нервной системы был сформулирован еще в тридцатые годы А. А. Ухтомским (1932). Согласно этому принципу, под влиянием какого-либо возбуждения, вызванного внешними или внутренними раздражителями, формируется очаг господствующего возбуждения (доминанта), обеспечивающий деятельность организма в определенном направлении и способствующий оказать тормозящее действие на работу других нервных центров, препятствующих этому. В шестидесятые годы И. А. Аршавский применил этот принцип для исследования и объяснения изменений, происходящих в организме беременной. Именно Аршавский предложил термин «материнская доминанта» или гестационная доминанта (Аршавский, 1967). Гестационная доминанта опирается на создание новой и принципиально другой констелляции звеньев в ЦНС, что обеспечивает определенный гормональный профиль и соответствующий ему уже другой гомеостаз и форму поведения во время беременности.

Гестационная доминанта включает в себя физиологический и психологический компоненты. Физиологический компонент отвечает за перестройку в работе различных систем органов. Так, например, Hurst выделяет изменения в восприятии звуков, запахов, вкуса определенных продуктов, повышении кинестетической чувствительности, снижении темпа движений. С помощью гестационной доминанты направляются и поддерживаются на соответствующем уровне все физиологические процессы, совершающиеся в организме беременной, в том числе и в процессе родов.

Особого внимания заслуживает психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД). С момента возникновения беременности в центральной нервной системе матери начинает поступать возрастающий поток импульсации, что вызывает появление в коре большого мозга местного очага повышенной возбудимости — гестационной доминанты. Вокруг гестационной доминанты, по физическим законам индукции, создается поле торможения нервных процессов. Клинически этот процесс проявляется в некотором заторможенном состоянии беременной, преобладании у нее интересов, непосредственно связанных с рождением и здоровьем будущего ребенка. Важным является то, что при возникновении различных стрессовых ситуаций (испуг, страх, сильные эмоциональные переживания) в центральной нервной системе беременной наряду с гестационной доминантой могут возникать и другие очаги стойких возбуждений. Это в значительной степени ослабляет действие гестационной доминанты и нередко сопровождается патологическим течением беременности, и, как следствие, и родов (Савельева, 2000). Гестационная доминанта включает в себя последовательно сменяющие друг друга поддоминанты беременности, родов и вскармливания.

Таким образом, для нормального течения родов, послеродового периода и хорошей адаптации новорожденного необходима своевременная и благоприятная смена гестационной доминанты на доминанту родов и доминанту вскармливания. Если женщина сознательно отказывается от грудного вскармливания и говорит, что не будет кормить ребенка грудью, значит, у нее не сформирована поддоминанта вскармливания, а это вносит отрицательные моменты в течение беременности и является ответом на вопрос: «Почему ребенок не берет грудь?» (при исключении причин, связанных с состоянием здоровья новорожденного). Возможен вариант, когда женщина готова вынашивать ребенка, но у нее не сформирована доминанта родов, и приходится заканчивать беременность операцией Кесарево сечение в результате развившейся вторичной слабости родовых сил.

Читайте также:  Клиника доктора белоуса

Оптимальной является ситуация, когда гестационная доминанта сформирована правильно еще до момента зачатия и характеризуется доминирующими идеями беременности, т.е. острым желанием иметь ребенка. При нечаянной незапланированной беременности психологический компонент гестационной доминанты формируется вслед за физиологическим компонентом. Такая беременность может застать организм «врасплох», не в лучшей его форме. Исследования показали, что выраженность доминанты беременности растет пропорционально возрасту женщины, достигая своего максимума у тридцатилетних. Объясняется это тем, что именно этот период многие женщины считают рубежом, после которого возрастает вероятность осложнений беременности и родов. Кроме того, к 25-30 годам большинство женщин заканчивает свое обучение, приобретают профессию, устойчивое материальное положение, т. е. являются социально адаптированными. Но не всегда высокий показатель доминанты является благоприятным фактором для ее течения. Многое зависит от качественных особенностей ПКГД. Добряков выделяет пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков, 1997).

Оптимальный тип характеризуется адекватным отношением женщины к происходящим в ней изменениям, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности будущей мамы за свое дитя.

Гипогестогнозический тип характеризуется недооцениванием важности и серьезности происходящего. Женщины, имеющие данный тип ПКГД, не склонны менять жизненный стереотип. После родов у них часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило передоверяется другим лицам (бабушкам, няням ), так как сами матери очень заняты. Нередко этот тип ПКГД встречается у многодетных матерей.

Эйфорический тип характеризуется преобладанием повышенного настроения, уверенностью в благополучном родоразрешении, легковесностью и непониманием своей новой роли сейчас и в ближайшем будущем. Беременность может быть очень желанной, однако, убедившись, что зачатие произошло, «беспечная женщина» добровольно одевает «розовые» очки. Если возникают какие-то осложнения беременности, то они застают женщин врасплох, их тяжесть преувеличивается. Эти женщины притенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания.

При тревожном типе причины повышенной тревожности, которые определяют все поведение женщины, могут быть вполне объяснимыми, связанными с семейными неурядицами, состоянием здоровья, бытовыми трудностями и т. д. Гестационная доминанта подавляется доминантой нерешенных социальных проблем. Кроме того, «…каждая волна материнских гормонов резко выводит ребенка из его обычного состояния и придает ему обостренную восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее и пытается понять, что же именно…»- пишет профессор Томас Верни в своей книге « Скрытая жизнь ребенка». А значит, тревожась, мать наносит вред своему малышу.

Депрессивный тип ПКГД предполагает максимальную выраженность тревожных состояний, что в свою очередь может привести к развитию невротических реакций. Могут обнаруживаться бредовые, ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, намерения « освобождения от ребенка».

Опыт экспериментального клинического акушерства на сегодняшний день подтверждает огромную роль психологической готовности женщины к материнству в успешном родоразрешении. Однако, количество женщин, не встающих на учет по беременности, неуклонно растет. Будущая мать, исходя из своих интересов, предпринимает действия, которые наносят вред и ущерб плоду, лишая его элементарной помощи в выявлении и санации очагов внутриутробной инфекции, своевременной диагностике врожденных пороков развития плода. Неудивительно, что 70% детей, имеющих заболевания специфические для периода новорожденности, это дети, рожденные матерями, не встающими на учет по беременности, по какой-либо причине, скрывающими свою беременность от окружающих. 35% таких женщин страдает алкоголизмом, наркоманией, употребляют психотропные препараты. Часть женщин в дальнейшем отказывается от своих детей (Савельева, 2000).

Все это позволило сформулировать проблемы исследования: Какой тип гестационной доминанты выявляется у женщин, не встающих на учет по беременности? Что влияет на формирование гестационной доминанты у данной категории женщин?

Нами было проведено эмпирическое исследование на базе Перинатального центра Костромской областной больницы и центра психотерапии и практической психологии. В нем на разных этапах участвовало 50 женщин. В конечном итоге были сформированы три группы женщин. Экспериментальная группа – 20 женщин, не встающих на учет по беременности, 10 из них впоследствии отказавшихся от ребенка. Контрольная группа 10 женщин, регулярно наблюдавшихся в женской консультации и посещающих курсы «Школа будущих мам».

Предварительно были подробно описаны социально-демографические характеристики женщин, не стоящих на учете по беременности. Методом полуструктурированного интервью было опрошено сорок респондентов.

Девять женщин являлись первобеременными, тринадцать женщин уже были многодетными матерями, восемнадцать женщин имели повторные беременности, но ждали второго ребенка. Возраст женщин находится в интервале от 17 до 38 лет. 13 женщин являются жительницами города Костромы, 23 женщины жительницами Костромской области, 1 – уроженка республики Армения, 3 ведут кочующий образ жизни. У двух женщин имеется регистрация брака, у 38 женщин брак не регистрирован. Имеют работу 9 женщин. Перечень профессий включает в себя следующие профессии: диспетчер такси; продавец-кассир в кафе; повар; техническая служащая в школе; помощник воспитателя детского сада; кухонная рабочая; полевод; доярка. Как видно, это в основном малоквалифицированная и малооплачиваемая работа. 31 (72%) женщина не работает, представляются как «домохозяйка». Среднее образование имеет 19 женщин; среднее специальное – 4 женщины; неполное среднее – 9; начальное – 2 женщины; не учились в школе – 3 женщины; незаконченное высшее – 2. Три женщины состоят на учете в Центре иммунологии, две женщины в Областном кожно-венерологическом диспансере, три женщины в наркологическом диспансере.

Девять женщин впоследствии отказались от ребенка.

Состояние детей на момент рождения: 22 новорожденных в удовлетворительном состоянии; 8 новорожденных имеют среднюю степень тяжести; 10 новорожденных родились в крайне тяжелом состоянии, находились в отделении реанимации.

В таблице 1 представлены причины, по которым женщины не встали на учет по беременности.

Таблица 1. Причины, по которым женщины не встали на учет по беременности.

Ссылка на основную публикацию
Псевдоузел щитовидной железы что это такое
Опасны ли псевдоузлы в щитовидке и как от них избавиться Псевдоузлы щитовидной железы – это доброкачественные новообразования, которые вызваны нарушением...
Процедура пересадки костного мозга
Трансплантация (пересадка) костного мозга используется для лечения некоторых видов рака и других заболеваний. Разрушение клеток костного мозга человека происходит после...
Процедура радиоактивный йод
Через несколько дней я держала в руках бумажку с зеленым штампом: "Карцинома". Затем были слезы, страх, отчаяние, операция по удалению...
Псиллиум как применять
Псиллиум обладает эндоэкологическим действием, т.е. стимулирует отток межклеточной жидкости, содержащей токсины, в лимфатические капилляры. Псиллиум (подорожник блошный) - это водорастворимое,...
Adblock detector