Психотерапевтические сказки для дошкольников

Психотерапевтические сказки для дошкольников

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

Рубрике «Актуальный разговор» исполнилось два года. За это время мы подробно рассмотрели 12 психологических тем, обращая особое внимание на физиологические составляющие развития, и ответили более чем на 80 поступивших от вас вопросов. Хотим в очередной раз поблагодарить всех за активность. Отдельное спасибо за предложения и рекомендации, которые вы присылали, и конечно, за откровенность, с которой делились сокровенными актуальными вопросами.

В наступившем году рубрика вновь трансформируется. Мы не ответили на все ваши вопросы, более того, они по-прежнему продолжают поступать. Поэтому в 2019 году будем рассматривать несколько самых актуальных. Но, кроме этого, предложим примеры использования одного из самых действенных методов работы с психологическими трудностями – сказкотерапии. Мы познакомим вас с приемами составления психотерапевтических сказок, а также с конкретными примерами по отдельным темам.

В дальнейшем ждем от вас не только вопросов, но и предложения актуальных тем, по которым будем создавать сказки вместе. Более того, на основании ваших предложений, а также ответов на вопросы и задания в каждом номере, в конце года выберем самых интересных главных героев и составим совместную психотерапевтическую сказку, тему которой предстоит определить вам, уважаемые читатели.

«Актуальный разговор» в новом формате начнем с вопросов, связанных с интересом к чтению, также коснемся общей технологии составления психотерапевтических сказок.

Каким образом можно привить ребенку интерес к чтению? И с какого возраста лучше начинать?

Основная рекомендация: не заставлять читать или же, если речь идет о малышах, которые этого делать пока не умеют, не принуждать их слушать сказки или рассказы, когда они этого не хотят. Важно, чтобы этот процесс вызывал чувство удовольствия.

Интерес к чтению можно и нужно прививать ребенку с самого рождения. В этом процессе как никогда важен пример родителей. Чтение должно быть регулярным, совместным и долгожданным. Пусть это будет радостное и приятное событие, которое сопровождается рассматриванием картинок, играми и пением. Чтение должно стать увлекательной игрой, квестом с вопросами и заданиями, а не скучной обязанностью, которая быстро надоест. Превратите его в настоящий ритуал: ежедневно, в определенное время, с чашкой какао или в ванной, а может, с любимой игрушкой, которой «тоже интересно послушать». Содержание ритуала зависит от интересов малыша и вашей фантазии.

Оптимально читать каждый день, но выбирать время, когда ребенок в хорошем настроении. Продолжительность чтения зависит от его возраста и интереса. Время будет постепенно увеличиваться от четырех–пяти минут для детей в возрасте до полутора лет к 20–25 минутам после трех лет и до 30–40 минут в старшем дошкольном возрасте. Важно прекращать чтение, как только малыш теряет интерес, или предлагать ему самому «дочитать», т.е. досочинять историю.

Элементы творчества смело вводим после трех лет: сочинять сказку заново, переделывать, продолжать. Это будет закреплять интерес к процессу. До этого возраста можно просить переворачивать страницы или рассказывать, что ребенок видит на картинке. Полезен будет любой интерактив: раскрасить, наклеить, вырезать или смастерить. Книги можно делать и самостоятельно. Большое значение имеет также обсуждение после прочтения, вопросы, которые вы задаете ребенку, а также ответы на его вопросы. Когда малыш учится читать, можно читать сказки и рассказы по очереди. Позже просить его почитать вам и хвалить за это.

Важно читать эмоционально, с удовольствием, по ролям. Читайте ребенку книгу столько раз, сколько он просит. Это важный процесс подготовки к вдумчивому, внимательному чтению в будущем, а также источник его психологического комфорта и чувства безопасности. Читать можно везде, не только дома, пусть в вашей сумке всегда лежит любимая книга малыша.

Можно использовать книги для утешения расстроенного или капризничающего ребенка. В случае провинности лишение чтения может использоваться в качестве наказания. Это закрепит отношение к чтению как к удовольствию и интересному делу.

У малыша должно быть право выбора, какую книгу почитать. Вплоть до поступления в школу это легко устроить. Посещение детских библиотек и книжных магазинов может стать семейной традицией.

Будут ли давать эффект сказки, которые придумывают для детей родители? Или лучше использовать готовые психотерапевтические сказки?

Готовые психотерапевтические сказки составлены профессионалами в соответствии с требованиями к их созданию и возрастными особенностями детей. С другой стороны, родители лучше всего знают своего ребенка и понимают, какие истории будут для него наиболее полезны и эффективны. Поэтому можно модифицировать уже готовые психотерапевтические сказки под особенности конкретного малыша, а также сочинять их самим, но только опираясь на конкретные методические рекомендации.

Основные рекомендации по созданию и использованию психотерапевтических сказок

  • Напомню, что использовать метод сказкотерапии можно начиная с двухлетнего возраста или даже раньше. Главное, чтобы ребенок понимал прочитанное. После трех лет можно подключать малыша к сочинению сказки. Однако наиболее действенным такой прием будет в возрасте пяти–восьми лет.
  • Составление сказки начинаем с анализа проблемы, которая тревожит вас или ребенка. Необходимо обдумать, как она воспринимается малышом. Необходимо четко и ясно обозначать проблему, без метафор, недосказанности и полутонов. Проблема должна быть конкретна и максимально идентична той, которая беспокоит вас или вашего ребенка. Например, герой боится темноты, грубит родителям, много смотрит телевизор и т.д.
  • После обозначения проблемы обдумываем, какое решение или комплекс действий хотим предложить малышу, какие мысли и идеи передать с помощью сказки. Иными словами, обозначаем желаемый результат и конкретные шаги по его достижению. Решения должны быть простыми и понятными ребенку, реализуемыми.Например, подружиться с темнотой, поиграть с ней, заменять грубые слова на приятные родителям, выключить телевизор и начать читать веселую книгу с картинками. Основные категории решений: приобрести новые знания и навыки, получить поддержку у близких и друзей, найти нестандартное решение или ритуал по преодолению проблемы. Если сочиняете вместе с ребенком, то необходимо озвучить ему несколько вариантов решения на выбор. После пяти лет можно предложить придумать решение самому.
  • Сказка должна быть простой, доступной пониманию ребенка. Продолжительность ее зависит от возраста (не более10 минут в возрасте до трех лет, не более15 – до пяти лет, не более20 – до семи лет), при этом чем короче будет история, тем лучше. Эти нормы приблизительные. Ориентируйтесь на ту продолжительность, которая интересна вашему ребенку. Примерно столько и должна длиться психотерапевтическая сказка. После того как вы записали историю, необходимо перечитать и максимально упростить ее, сделать четкой и лаконичной.
  • Сказка должна быть реалистичной. Это требование достигается за счет описаний и диалогов. Важно, чтобы в истории присутствовали описания зрительных образов, звуков, запахов, тактильных и вкусовых ощущений, а диалоги героев вызывали разные эмоции: радости и печали, тревоги и спокойствия, любви и ненависти.
  • Сказка неизменно начинается с описания главного героя или героев. Он или они должны быть одного пола с вашим малышом, но носить выдуманные имена. Это может быть как человек, так и игрушка, герой мультфильма. Если главный герой – детеныш животного, можно обойтись без имени. Этот вариант особенно подходит для детей до четырех–пяти лет. Ребенок должен максимально идентифицироваться с главными героями, поэтому они обязательно обладают не только схожими проблемами и тревогами, но и чертами характера, интересами и привычками. Добавьте в описание положительные стороны характера и таланты вашего малыша. Например, медвежонок, который боялся Бабу Ягу, но был очень дружелюбным и красиво пел, или девочка Люлю, которая постоянно лезла в драку, но помогала родителям и хорошо рисовала. Хороший эффект дает использование в сюжетах ситуаций, имевших место в жизни ребенка совсем недавно.
  • Далее следует описание антигероя, с которым у главного героя назревает конфликт, или же он или кто-то из его близких попадает в беду, а ее преодоление – это и есть решение проблемы. Например, появляется та самая Баба Яга, она забирает младшую сестру медвежонка, и ему нужно ее освободить; или девочка Люлю, которая подралась с сыном злого волшебника, и он превратил ее в комарика.
  • Главный герой успешно разрешает конфликт или преодолевает проблему. Возможные решения: пожалеть или прийти на помощь (например, медвежонок помог Бабе Яге), играть (например, со страхом), договориться (например, со шнурками, которые не хотят завязываться), научиться (например, Люлю научилась, как поступать с гневом и раздражением, и снова превратилась в девочку), защититься (например, от микробов), понять (например, природу пугающих явлений: грозы или землетрясения), дружить (например, с зубной щеткой), отдать (подарить свою неаккуратность) или настроить себя (например, улыбнуться, когда расстроен).
  • Для повышения эффективности воздействия истории можно ввести ритуал, о котором герой рассказывает в конце сказки. Например: считалка (противострашное заклинание), песня (чтобы подружиться с темнотой), талисман (камень, который успокаивает, когда хочется кого-то ударить), ритуал (действие, которое помогает успокоиться вовремя грозы, например, глубокое дыхание), музыка (которая успокаивает перед походом к врачу) и т.д.
  • Лучше всего не читать, а рассказывать сказку. Ели вы создаете ее сами, это не составит труда. Можно добавить в начало рассказа немного юмора. История должна нравиться не только ребенку, но и рассказчику – т.е. быть интересна вам. Рассказывайте эмоционально, по ролям. Во время первого прочтения обратите внимание на те моменты, которые особо интересны ребенку (их необходимо оставить), а также на то, что вызывало у него скуку, – это нужно будет заменить, придумать что-то новое. Оптимально менять сказку до тех пор, пока она не станет интересна малышу практически от начала до конца. Читаем и рассказываем ребенку сказку, только когда он в хорошем настроении, и прекращаем, как только теряет интерес.
  • После прочтения сказка обязательно обсуждается с ребенком. Взрослые просят его вспомнить сюжет, спрашивают, что интересно, а что нет, кто понравился, а кто нет, про отношение малыша к чувствам героев и выбранным ими решениям. Обсуждение происходит после каждого прочтения, но вопросы меняются. Если они появляются в процессе чтения или рассказывания, то сразу же отвечаем на них или просим ребенка порассуждать на этот счет. Во втором случае переадресовываем малышу его вопрос: «А как ты думаешь? Давай попробуем угадать».
  • Эффективность психологического воздействия сказки повышается, если ее разыгрывать, используя игрушки. Это может быть как кукольный спектакль, который смотрит малыш, так и совместная игра, в которой он принимает непосредственное участие. Историю допустимо рисовать, лепить, снимать на видео сам рассказ или спектакль. Любая инсценировка будет усиливать эффект.
  • Начинаем внедрять предложенное решение в жизнь. С ним должен согласиться ребенок. Поддерживайте его в случае неудач и хвалите за малейшие достижения в преодолении проблемы. Если получается не сразу, расскажите, что у героя сказки сначала тоже так было. Если малыш разочарован, время идет, а результата нет, необходимо предложить ему через сказку другое решение. Герой может остаться прежним.
  • Сказку не обязательно записывать от и до. Вы можете составить план истории по приведенной ниже схеме. Важно отрепетировать повествование (оптимально рассказать себе вслух или даже записать на диктофон и прослушать) и после уже делиться сказкой с ребенком (при составлении рекомендаций использованы схема Д. Бретт и рекомендации И.В. Маниченко).
Читайте также:  Оксолинка инструкция по применению

Универсальная схема психотерапевтической сказки

  1. Простое название, в котором обозначена проблема. Например, «Медвежонок и Баба Яга», «Как Яша уколов боялся».
  2. Главный герой, у которого есть та же проблема, те же черты характера и привычки, что и у вашего малыша.
  3. Главный герой попадает в беду. По сути – это та же проблема, которая беспокоит вас или вашего ребенка. Альтернативный вариант – вводится антигерой и конфликт, который развивается у него с главным героем.
  4. Главный герой успешно преодолевает проблему или разрешает конфликт.
  5. Ритуал для закрепления.

В следующем месяце рубрика будет посвящена девайсам и интернету. Кроме ответов на вопросы, вас ждут актуальные сказки. Ждем от вас предложений и замечаний.

Также просим ответить на вопросы:

  • Какой главный герой мог бы стать универсальным героем психотерапевтических сказок?
  • Может таких героев быть несколько? Как их зовут? Как они выглядят? Расскажите о них.

Пишите с пометкой: Рубрика «Актуальный разговор». Сказки.

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела.

Сказкотерапия для детей.

Духовная природа человека соткана из множества образов, символов и смыслов, корни которых уходят глубоко в предыдущие поколения. Жизненный опыт, накопленный нашими предками, не пропадает зря, а является нам сквозь мифы, сказки и притчи.

Задолго до первых рукописей и книг легенды и сказания передавались из уст в уста. Они помогали человеку разобраться в себе и окружающем мире, давали примеры образа действий и поступков, учили добру и злу, открывали смысл жизни. Знакомые с детства, дошедшие до нас сказки, имеют огромную силу. Минуя рациональный рассудок и логику, эта сила образов и аллегорий воздействует на наши чувства и эмоции, проникает в бессознательное и отражается в повседневной деятельности.

Что такое сказкотерапия.

Согласитесь, было бы большим упущением не использовать такой значительный ресурс на благо себе. Ведь сказка может воспитать ребенка, а так же помочь в решении каких либо проблем. И совершенно неудивительно, что сказка превращается в тонкий, и в то же время мощный инструмент психологической помощи.

Практическая психология знает много эффективных подходов и методик, с помощью которых психотерапевты помогают детям справиться с их проблемами, решить проблемы характера, наладить отношения, справиться с трудностями.

Один из таких методов, метод психологической работы с детьми является сказкотерапия.

И так давайте знакомится с таким интересным направлением.

Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии! Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью сказкотерапии. Работа со сказками отлично подходит и взрослым и детям.

Какая польза от сказок для детей.

Знания о влиянии сказочных образов на человеческую психику позволяют эффективно использовать сказки в образовательных и воспитательных целях, для коррекции поведения и личностного развития.

С помощью сказок ребенок сможет:

  • Узнать и выучить новые слова, формулировать мысли,
  • Фантазировать и развивать воображение;
  • Расширять свои знания об окружающем мире;
  • Сформировать положительные черты характера;
  • Различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
  • Находить поддержку;
  • Скорректировать свое поведение на бессознательном уровне;
  • Решить проблемы своего характера;
  • Наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
  • Справляться с психосоматическими проявлениями.

Сказка настолько увлекает ребенка, что он, не заметно для себя, начинает принимать правильное поведение и проецировать его на себя. Сказка всегда понятна детям.

Читайте также:  Сколько мл воды на 1 кг веса тела в день необходимо выпивать человеку

С какого возраста можно заниматься.

Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие.

Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя.

В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.

В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку.

Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.

В 4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.

Как заниматься.

В сказкотерапии для детей используются разные виды сказок.

Дидактические сказки – это когда в игровой сказочной форме ребенку преподносится учебный материал. В дошкольном возрасте такие сказки незаменимы.

Психотерапевтические сказки – это когда в сказке решается проблема ребенка. То есть подбирается сказка именно под конкретную проблему ребенка. В этой истории, сказочный сюжет схож с реальной проблемой ребенка. В сказке присутствует решение проблемы.

Дети воспринимают сказочные истории, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок и вместе с героем погружается в его трудности и радости, «примеряет» на себя происходящие обстоятельства в сюжете. У ребенка есть возможность оценить себя со стороны. И если в обычной жизни он столкнется с примерной ситуацией, то он будет уверенней решать такой вопрос, так как он покажется ему знакомым.

Работа с психотерапевтическими сказками.

  1. Определитесь, какая проблема есть у ребенка. А может вы, что-то хотите подкорректировать.
  2. Подберите сказку, которая будет соответствовать решению Вашего вопроса.
  3. Читая сказку ребенку, акцентируйте его внимание на том, что Вы хотите донести до ребенка. Но растолковывать мораль не надо.
  4. Обсудите с ребенком прочитанное, пускай он выскажет свое мнение.
  5. Одноразового прочтения сказки не достаточно. Чтобы добиться максимального результата, надо прочитать несколько сказок на аналогичными ситуациями.
  6. Постоянно использовать психокорекционные сказки не стоит. Применяйте их дозировано, по необходимости.
  7. Добавьте юмора, это всегда сближает родителей и детей.

Работа со сказками может принимать различные формы – ребенку можно предложить послушать, продолжать, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты с помощью изобразительных и творческих приемов. В результате использования сказкотерапии ребенок будет способен найти решение сложных жизненных вопросов и обнаружить в себе силы для преодоления трудностей.

Родитель выступает посредником между нуждающимся в психологической помощи ребенком и многовековой мудростью сказок. Таким образом, очень бережно и мягко происходит усвоение ребенком важного житейского опыта, которого порой так не хватает в реальной жизни.

Если вы придерживаетесь строгих взглядов, то по первому впечатлению слушать сказки вам может показаться чем-то несерьёзным. Однако это совсем не так. Созданные сказками образы воспринимаются фактически на бессознательном уровне, поэтому их воздействие очень эффективно и бережно. Этот метод создает безопасные условия для решения определенной проблемы, а позитивные изменения не заставляют себя ждать. Сказкотерапия для детей применяется и при сильных стрессах, и при конфликтных ситуациях. Работа со сказкой дает быстрые положительные результаты, снимая психическое напряжение. Пространство сказки расширяет внутреннюю свободу, что способствует выходу за рамки обыденности, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и обнаружить недостающие ресурсы.

Кроме того, сказкотерапия для детей отлично совмещается с методами арт-терапии. Например, сказочная песочная терапия нравится, как детям, так и взрослым, и решает при этом широкий спектр психологических и педагогических задач. С помощью сказкотерапии вы смоделируете будущее Вашего ребенка, чтобы претворить в жизнь, написанную вами чудесную и яркую сказку!

Интересно почитать

Что такое сказкотерапия? Мы с детства привыкли к сказкам. Нам читали их перед сном или когда мы болели. Это неотъемлемая часть жизни каждого из нас, но как будто она осталась немного в прошлом. Во взрослой жизни сказки чаще всего появляются снова только тогда, когда мы начинаем их читать уже своим детям. Тогда мы как-то по-новому иногда смотрим на сюжеты и героев, всё это видится уже с иной стороны. И мы начинаем задумываться над теми смыслами, которые несут эти сказки в совсем ещё юные умы. Ведь это такой потрясающий инструмент, который совершенно незаметно встраивает в наши головы какие-то сценарии, установки и убеждения… В этой статье мы расскажем вам о том, что такое сказкотерапия и как сказки используются в коррекционной работе.

Восприятие сказки как некоего инструмента уже давно живёт в психологии и активно используется. Но взрослому человеку зачастую нелегко поверить в то, что прочно ассоциированные с детством сказки могут помочь в решении каких-то серьезных насущных проблем. Но не стоит сбрасывать сказки со счетов — они и в преклонном возрасте могут принести нам пользу и удовольствие. Но, как это правильно применяется, конечно, стоит разобрать подробнее.

Что такое сказкотерапия?

В психологии для лечения души сказками существует отдельный термин – сказкотерапия. Само слово кажется понятным – сказка плюс терапия. То есть сказка играет роль лекарства, влияющего на психическое здоровье человека.

Происходит это из-за того, что изначально сказки являлись своеобразными агрегаторами народной мудрости. Там очень четко всегда прослеживались причинно-следственные связи, понятно, какие поступки к каким последствиям привели. Там есть понимание добра и зла, есть ориентиры, по которым человек должен был научиться разделять их и в реальной жизни. В сказках описано множество жизненных сценариев, и, читая их, люди получали доступ к этой «базе данных» и могли выбрать то, что им близко. Некоторые сценарии актуальны и до сих пор, и их применяют в терапии, но очень редко. В большинстве случаев пишутся новые сказки, которые больше адаптированы к современной реальности и условиям жизни. Но сам посыл, заложенный в сказку, остается.

В очень мягкой и завуалированной форме сказка несёт в себе примеры того, что происходит с нами в жизни, и того, как можно с этим справиться. Такое воздействие не вызывает сопротивления психики, так как не несёт в себе явных директивных указаний, а просто дает возможность увидеть новое.

Эти особенности сказок сохранились и по сей день. Но теперь из сказки можно не только узнать, как бывает и что делать. С её помощью можно также «выгрузить» из самой глубины своего подсознания запутанные мысли и чувства. Это делает их не только видимыми, но и понятными, а следовательно, приносит облегчение.

Сказкотерапия: когда и с кем можно работать через сказки?

Применение сказок в терапии может быть очень широким. Чаще, конечно, их используют для работы с детьми. Но на практике можно увидеть, как отлично работают сказки в терапии со взрослыми людьми, уставшими от правил, норм, моралей и обыденности.

Кроме того, сказка может быть и коллективной работой. Тогда она прекрасно показывает связи между людьми в группе, даёт им возможность увидеть и понять взгляды друг друга и может стать объединяющим группу результатом общего творчества.

Но если вернуться к индивидуальной работе, то стоит отметить, что сказки отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей текущей роли в жизни, с проблемами в общении.

Читайте также:  Нимесил по рецепту или нет 2017

Но это далеко не всё: сказка может также просто успокоить и расслабить, а может воздействовать на личностные установки через ассоциации, которые даже остаются неосознанными. Для детей это служит еще и отличным механизмом для развития креативности, творческого мышления и видения.

Какие бывают сказки?

Очень многие ученые пытались как-то классифицировать сказки, выделяя из них сказки с животными, волшебные, бытовые и прочее. Есть даже одно очень любопытное исследование про морфологию сказок, оно как-то очень ясно показывает из чего должна состоять каждая сказка вне зависимости от её типа. Но для терапевтических сказок существует своя отдельная типология. Она скорее говорит нам о том, для чего каждая конкретная сказка может быть использована.

Можно начать с медитативной сказки. Она призвана привести человека к состоянию покоя и расслабления. В ней может не быть морали, разделения на добро и зло и чётких выводов. Она должна быть просто красивой, эмоциональной, мотивирующей. Её стоит рассказывать и слушать для расслабления, может быть перед сном или в начале сеанса. Она может служить и для погружения в транс, в котором человек соотнесётся со своим подсознанием и решит что-то важное для себя. Сама по себе сказка при этом не влияет ни на какие личностные установки в отличие, например, от психологической сказки. Узнайте ещё больше о том, как расслабиться, когда что-то тревожит.

Психологические сказки обычно имеют автора и содержат какое-то послание, заложенное в текст при помощи метафор. Этот метафорический образ мягко может повлиять на личность слушателя.

Но более действенной в конкретных ситуациях может быть психокоррекционная сказка. Она может напрямую по сюжету перекликаться с проблемой, над которой работает клиент. Опять же, задача заключается в очень мягком воздействии и донесении вариантов действий или развития событий. Клиент может и не воспринять то решение, которое предлагает сказка, тогда важно, чтобы он при помощи психолога нашел свой успешный конец для такой сказки.

Существует и ещё более глубокий тип сказок – это как раз психотерапевтические сказки. Они могут опираться на притчи или религиозные мотивы, могут нести в себе глубинные архетипы. Такие сказки как раз и дают максимальную поддержку, надежду и опору. В них много мудрости. И это помогает справиться даже с травматическим опытом клиентов.

Для детей также существует ещё дидактический тип сказок. Их задача больше похожа на обучение. Мы сейчас часто можем наблюдать это в виде коротких детских мультиков, которые рассказывают детям, как правильно чистить зубы или переходить дорогу.

Как работает сказкотерапия? Фото Daniel Kempe, Unsplash

Особенности работы со сказками в разном возрасте

Начинать использовать сказки можно уже с 2-х лет. Для совсем маленьких детей это большая поддержка при адаптации к новому коллективу в саду. Сказки помогут научиться самостоятельно справляться без родителей и с эмоциями, и с общением. Для старших дошкольников и младших школьников к этому добавляется ещё развитие творческих способностей, памяти, целеполагание и прояснение причинно-следственных связей. Дети обычно легко идут в работу со сказками, их это увлекает и радует.

Другое дело, когда речь идёт о подростках. С одной стороны, в таком возрасте много проблем, которые хорошо могли бы быть решены через сказки. Но с другой стороны, подростки далеко не всегда готовы работать со сказками. Отделение себя от мира маленьких детей может препятствовать такой работе. Тогда можно попробовать назвать это не сказкой, а притчей или просто историей. Но надо быть готовым и к тому, что метод работы придётся выбрать другой.

Со взрослыми людьми чётких правил работы в сказкотерапии не определено, поэтому всё происходит индивидуально, в соответствии с запросом клиента.

Как работает сказкотерапия?

Остаётся всё равно вопрос, как, собственно, происходит эта работа со сказками. Вариантов существует несколько.

Можно работать с уже имеющимися сказками. Самым простым способом взаимодействия тогда является пересказ. Человек неосознанно максимально подробно и ярко будет описывать именно те моменты сказки, которые тронули его больше всего. Там и стоит искать материал для дальнейшей терапии. Кроме того, клиент может делать иллюстрации к тем эпизодам, которые его впечатлили больше всего. Это работает и как диагностика, и как коррекция, так как рисунок всегда можно привести к такому состоянию, чтобы он нравился, приносил положительные эмоции. Даже если изначально сюжет тревожил клиента.

Также по уже рассказанной сказке можно сделать кукольную постановку. В этом задании опять же можно обратить внимание на то, какие моменты клиент подчеркивает для себя, как наиболее яркие и значимые.

Даже чтение сказки по ролям вместе с психологом может дать немало пищи для размышлений, ведь человек сам выбирает себе героя и сам даёт эмоциональную окраску его поведения.

И, разумеется, ещё остается просто разговор по сюжету сказки. Сказка подбирается в соответствии с темой запроса, и психолог задаёт вопросы, чтобы рассмотреть эту сказочную ситуацию со всех сторон, увидеть и плюсы, и минусы, разные причинно-следственные связи.

Остается ещё один прекрасный способ работы со сказками, когда человек пишет сказку сам. В этот момент используется максимум творческой энергии. Человек сам сначала описывает завязку сказки, в соответствии со своей ситуацией, а потом придумывает решение. Прелесть в том, что в сказке можно всё. И иногда именно этот фактор помогает преодолеть внутренние барьеры и придумать решение. Потом сказочное решение переносится на реалии. Это может происходить не сразу, иногда требуется время, чтобы метафору перевернуть обратно в жизнь, но главное, что внутри уже есть знание о том, что ситуация имеет решение.

Эффективность сказок

В психотерапии редко изолированно применяется какой-то один метод, поэтому сложно собрать чёткую статистику, в каком проценте случаев именно сказки дали положительный результат. Но несомненным является то, что эта работа всегда является для клиентов очень ресурсной. Для детей это просто родная стихия, а для взрослых — возможность соприкоснуться со своей детской частью и немного отдохнуть от рутины будней.

А сами сказки до сих пор будоражат умы учёных. Их исследовал Юнг, выявляя наборы архетипов. И многие его последователи, кто анализировал народные сказки, выявляя в них схожие сюжетные линии и психотипы персонажей.

Берн также рассматривал сказки, как отличное подспорье в работе. Ведь именно сказки являются первыми сценариями, которые мы усваиваем ещё с детства и потом можем неоднократно проигрывать в течение жизни, даже не подозревая, откуда у нас такая модель поведения.

Пропп проанализировал множество сказок и выявил морфологическую структуру сказки. Он очень чётко описал, какой может быть состав персонажей, как развиваются события, какие должны быть этапы. Зная эти части сказки, можно легко написать свою сказку о любой жизненной ситуации. И это не только прояснит наше к ней реальное отношение, но и даст ответ, как её решать.

Нам остаётся только пользоваться всеми этими наработками и делать свою жизнь более творческой и интересной.

Спасибо, что прочитали эту статью. А вам приходилось обращаться к специалисту, который работает со сказкотерапией или может быть вы сами являетесь таким специалистом? Расскажите об этом в комментариях.

Ссылка на основную публикацию
Псевдоузел щитовидной железы что это такое
Опасны ли псевдоузлы в щитовидке и как от них избавиться Псевдоузлы щитовидной железы – это доброкачественные новообразования, которые вызваны нарушением...
Процедура пересадки костного мозга
Трансплантация (пересадка) костного мозга используется для лечения некоторых видов рака и других заболеваний. Разрушение клеток костного мозга человека происходит после...
Процедура радиоактивный йод
Через несколько дней я держала в руках бумажку с зеленым штампом: "Карцинома". Затем были слезы, страх, отчаяние, операция по удалению...
Псиллиум как применять
Псиллиум обладает эндоэкологическим действием, т.е. стимулирует отток межклеточной жидкости, содержащей токсины, в лимфатические капилляры. Псиллиум (подорожник блошный) - это водорастворимое,...
Adblock detector