Сенситивный период развития это в психологии

Сенситивный период развития это в психологии

14th Январь , 2016

Автор Трухина Е.Г.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является основой последующих ступеней или стадий развития.

Что представляют собой эти ступени развития, что выступает условием перехода от одной ступени развития к другой и каков механизм качественных изменений в работе функциональных систем?

1.Каждая ступень развития характеризуется определенным состоянием различных систем организма, тех или иных психических функций, то есть той или иной структурой и содержанием работы соответствующих функциональных систем. Изменения функциональных систем связаны с созреванием отдельных компонентов и перестройкой иерархии их взаимодействия при переходе на следующий этап возрастного развития.
В возрастной психологии и физиологии выделяют различные этапы, периоды онтогенеза, которые характеризуются определенной спецификой поведения, деятельности ребенка, функционирования его организма и адаптационных задач, стоящих перед ним (Эльконин Д. Б., 1989; Аршавский И. А., 1975; Безруких М. М. и др., 2002; Психология развития, 2005).

Существует много теорий периодизации, различающихся по критерию выделения основного содержания разных периодов развития. Таким образом, основной проблемой периодизации является проблема выбора и определения общепризнанного ведущего критерия, который определяет развитие.

В возрастной физиологии разработан ряд классификаций, основанных на морфологических и антропологических признаках. К этим признакам относятся рост, смена зубов, масса тела и др., изменение которых отражает преобразование метаболизма, происходящего в организме.

И. А. Аршавский полагает, что основным и существенным критерием, который должен быть принят при делении онтогенеза на отдельные периоды, является способ взаимодействия организма с соответствующими условиями среды в каждом из них, который определяется ведущей функцией в целостном функционировании организма. Понятие период соотносится с очерченным отрезком времени онтогенеза, в пределах которого особенности физиологических потребностей являются более или менее однозначными.

  1. Переход от одного периода к другому представляет переломный этап индивидуального развития (другие термины – критический период, критическая стадия).

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими актами поведения, отражающими форму взаимодействия с определенными условиями среды. В основе осуществления специфических функций взаимодействия со средой в каждом возрастном периоде лежат свои доминантные механизмы. На переломном этапе происходит преобразование системы констелляций центральных звеньев, присущей предыдущему возрастному периоду, на новую, необходимую в последующем возрастном периоде. Переломными этапами определяется дискретность непрерывного в своем течении процесса онтогенеза.

В теории функциональных систем и системогенеза созданной П.К.Анохиным в 1932-1935 гг., было показано, что основ­ным организационным принципом работы организма для решения адап­тационных задач является объединение различных его органов в функ­циональные системы. Системообразующим элементом такого образо­вания выступает достигаемый с помощью этой системы адаптацион­ный результат.

Системогенез, формирование функциональных систем происходит поэтапно, неравномерно в соответствии со все более усложняющими­ся формами взаимодействия организма и среды (принцип гетерохро­нии в формировании и темпах развития различных структурных обра­зований организма, гетерохрония в установлении связей между этими образованиями, являющимися фрагментами функциональной системы).Происходит созревание нескольких структурных единиц до той степени, когда они готовы объединиться в несовершенную, но тем не менее архитектурно и функционально полноценную функци­ональную систему (принцип минимального обеспечения функциональ­ной системы).При этом происходит опережающая закладка и развитие тех орга­нов, которые наиболее важны для решения адаптационных задач (прин­цип опережающего развития). Например, в эмбриогенезе нервная система закладывается раньше, чем различные органы.

Наиболее активное связывание различных узлов функциональных систем происходит в так называемые критические, сензитивные пе­риоды и соответствует качественным перестройкам поведения и пси­хики. В ходе системогенеза происходят гетерохронные преобразования как внутри отдельных систем, так и между разными системами.

Перестройки могут быть двух видов: приобретение новых навыков и отказ от старых. В каждый критический период происходит приоритетное развитие какой-то одной определённой функции, при этом может быть регресс какой-то другой функции., например, лёгкая дискоординация движений в 1.5-2 года – в период становления фразовой речи.

И.А. Скворцов писал: «…конец каждого предыдущего возрастного периода развития всегда несколько более богат функционально, чем начало последующего, но зато конец последующего неизмеримо выше конца предыдущего».

Критический период, подготовленный структурно — функциональным созреванием отдельных мозговых систем, характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т.п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению.

Значение критических периодов заключается не только в том, что они являются периодами ускоренного развития функций, но также и в том, что смена одних критических периодов другими задает определенную последовательность, ритм всему процессу психофизиологического.

Формирование психической сферы ребенка на последующих эта­пах связано с установлением связей между разными аспектами дей­ствительности, а в силу этого — и со все более сложными, комплекс­ными и полными формами восприятия и поведения в окружающей среде. Происходит это за счет постепенного усложнения интегративных связей между различными отделами мозга, и это, в свою очередь, приводит к изменению взаимосвязи психических функций в ходе он­тогенеза. Развитие и смена иерархии психических функций отражают процесс усложнения внутри- и межфункциональных связей.

Д. Б. Эльконин отмечал, что переход от одного периода к другому происходит «при возникновении несоответствия между операцио­нально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотива­ми деятельности, на основе которых они формировались» (Элько­нин Д. Б., 1971.-С. 19).

Такое несоответствие приводит к кризису, который выражается: «…во-первых, в виде особого противоречия сложившейся системы деятель­ности (или жизнедеятельности) с объективными условиями жизни и, во-вторых, в виде обострения внутренних противоречий этой системы. Эти противоречия разрушают сложившуюся на предыдущем этапе структуру… Это приводит к качественным изменениям в работе каждой сис­темы и отражается в качественно иной работе и результативнос­ти как отдельных психических функций, так и в обеспечении комплексных и сложных форм поведения в целом.

Периоды стабилизации – это периоды накопления чего-то. Выготский называет его литическим периодом (спокойным).

Периоды подъёма, скачка – это критические периоды. По своей деятельности критический период всегда короче литического периода. Это не одномоментный период.

Выготский выделяет 6 основных кризисов:

кризис новорожденности – 0 лет (критический)

1 год – связан с прямохождением(литический)

3 года – кризис «Я сам!» (критический)

7 лет – смена позиции с дошкольника на школьника (литический)

13 лет – подростковый кризис (критический)

17 лет – смена позиции школьника на взрослого (литический)

Что определяет формирование наборов психических функций, специфичных для каждого этапа развития, и каковы механизмы их формирования?
3. Механизм формирования таких наборов описывается с помощью понятия «сенситивных периодов» (Выготский Л. С., 1984; Ананьев Б. Г., 1980; Леонтьев А. Н., 1983; Лейтес Н. С., 1978).

Н. С. Лейтес развивает идеи К. Д. Ушинского о своевременности обучения в соответствии с назревающей возможностью детского развития и Л. С. Выготского – о совпадении оптимальных сроков обучения с повышенной чувствительностью к определенным окружающим воздействиям в разные возрастные периоды (сенситивные периоды). Он считает, что понятие сенситивного периода является первостепенным для понимания возрастного развития ребенка. Неодинаковость чувствительности к определенным воздействиям в разные периоды детства выражается во временном повышении ее уровня и изменении ее направленности. Такое положение приводит к тому, что в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития психики, психических функций в тех или иных направлениях, а затем такая возможность может постепенно или резко ослабевать.

Каждая психическая функция имеет свой цикл развития, сенситивный период своего быстрого формирования и период относительной замедленности формирования. Сенситивный период развития речи – с 1 до 3 лет, прямохождение развивается с 9 месяцем до 13 месяцев. Если период упущен, то темп развития будет протекать гораздо медленнее.

Например, слуховое восприятие развивается значительно раньше, чем речепорождение. На первом этапе овладения речью главным является различение на слух акустических признаков слов, и речедвигательный компонент при этом отстает. Воспринимаемые на слух слова выступают в роли эталона, по которому формируется соответствие воспринимаемого звукового образа и артикуляционной схемы произносимого слова.

Вопрос детерминации возрастной сенситивности сложен, но несомненно, что социальные влияния должны преломляться через внутренние условия развития и в том числе через анатомо-физиологическое созревание мозга ребенка (Лейтес Н. С., 1978).
Морфогенез мозга, неравномерное созревание различных его структур может выступать, наряду с средовыми влияниями, одной из составляющих становления психических функций. Сенситивные периоды несводимы только к морфогенезу мозга или только к социальным влияниям – они являются продуктом взаимопроникновения биологического и социального в целостном психическом развитии (Ананьев Б. Г., 1980).

С нейропсихологической точки зрения сенситивность означает достижение теми или иными мозговыми центрами того уровня зрелости, при котором резко возрастает их чувствительность к соответствующим воздействиям среды. При наличии адекватных раздражений этих центров ускоряются темпы достижения ими функциональной зрелости, что, в свою очередь, приводит к активному формированию тех звеньев психических функций, которые обеспечиваются этими центрами.

Читайте также:  Как рассосать синяк после ушиба

Специалисты, работающие в начальной школе, особенно с первоклассниками, зачастую сталкиваются с ситуацией: ребёнок успешный в дошкольный период начинает испытывать трудности с началом обучения. Поступают запросы, жалобы от родителей первоклассников: « В детском саду всё было замечательно, был успешным, а пришёл в школу и….» При рассмотрении комплекса причин школьной неуспешностинейропсихолог сталкивается с несформированнстью тех или иных психических функций ,навыков, умений наиболее востребованных социальной ситуацией развития ребёнка – обучением в школе. Именно в конце дошкольного – начале школьного возраста ( критический для ребёнка возрастной период) нередко проявляются все неблагоприятные особенности раннего развития (как психофизиологического, так и социального), ранее скомпенсированного пластичностью детского мозга, выражающегося в трудностях подготовки к школьному обучению.

Характер взаимодействия биологических и средовых условий в он­тогенезе определяет различные варианты индивидуального развития ребенка. Органической основой этого варианта может быть недостижение уровня полной зрелости соответствующих зон мозга в результате недо­статочности специфических средовых (социальных) воздействий во времясензитивного периода их развития. Дети с иррегулярностью психического развития в дошкольном периоде онтогенеза достаточно часто не попадают в поле зрения родителей и воспитателей детских садов в силу минимальности и парциальности изменений в психических функциях.

Переход к освоению нового для ребенка вида деятельности (обуче­нию) создает сенсибилизированные условия для психики. В это время может обнаружиться указанный выше дефицит, затрудняющий после­дующее полноценное усвоение школьной программы.у детей с ИПР в условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу, может иметь место и такая форма декомпенсации, как регресс некоторых недостаточно сформированных и закрепленных в индивидуальном опыте психических функций.Все эти факторы могут привести у детей с ИПР к снижению уровня функционирования «слабых» звеньев психических функциональных систем и возникновению трудностей обучения именно на этом возрас­тном этапе.

Используя нейропсихологическую диагностику, метод синдромного анализа специалист выявляет недостаточно сформированные или слабые зоны мозга, описывает соответствующие варианты развития ребёнка.

Заключение по результатам нейропсихологического исследования

Ф.И. ребенка: Ульяна

Дата обследования: 11.06.2015г.

За консультацией обратилась мама девочки с жалобами на утомляемость,раздражительность дочери, зеркальное написание цифр и букв.

Девочка доступна продуктивному контакту, спокойна, поведение и эмоциональные реакции адекватны ситуации обследования, мотивирована на выполнение заданий.

В ходе проведенного обследования выявлены следующие особенности психического развития.

Выявляется преимущественное доминирование левого полушария в обработке поступающей информации, о чем свидетельствует выполнение проб на исследование мануальных и сенсорных предпочтений. Данные особенности обусловливают структурированность, последовательность и упорядоченность мыслительной деятельности.

В сфере движений и действий отмечаются следующие особенности: реципрокную пробу выполняет с подниманием обеих рук, выполнение с передвижением, симметричное выполнение движений, самостоятельно пробу выполнить не может, что говорит о несформированности серийной организации движений. Пробу К-Р-Л правой рукой выполняет верно, при выполнении левой рукой – стериотипии, что говорит об инертности. При выполнении праксиса поз наблюдается гипертонус пальцев. В пробах Хэдазеркалит, но с самокоррекцией.

При выполнении проб на конструктивный гнозис обнаруживают трудности перешифровки пространственной организации: задание «Человечек», «Домик» выполняет зеркально, «Узнавание букв» все верно, кроме «Е».

В графической пробе «Заборчик» рисует площадки между элементами, что говорит о трудностях переключения и серийной организации движений. При выполнении фигуры Тейлора демонстрирует хаотичную стратегию выполнения, отмечаются сложности со зрительно-пространственным восприятием: пропорции не соблюдены, фигура расположена низко, не хватило места, нижняя часть сжата. Наблюдается истощаемость, в начале работы детали изображает точно, в конце – приблизительно.

Слухомоторная координация сформирована по возрасту. Пробы на восприятие и воспроизведение ритмов выполняет без ошибок.

Зрительно-предметное восприятие характеризуется единичными ошибками в опознании предметов по типу перцептивно-вербальных замен (чемодан-портфель, фуражка-шапка, кисть-карандаш, грабли-вилка), что указывает на трудности номинативной стороны речи. Демонстрирует хаотичную стратегию сканирования зрительного поля.

Слухоречевая память соответствует возрасту, но при запоминании повторяет слова — это говорит об инертности и недостаточно сформированной переключаемости: кривая запоминания 8-10-9(2 повтора)- 8(2 повтора)- 9(3 повтора) Зрительное запоминание.

В понимании логико-грамматических конструкций единичные, но стойкие ошибки. При решении задач на соотношение – единичные ошибки, что говорит о трудностях пространственной организации деятельности.

Мыслительные операции развиты по возрасту, девочка хорошо и правильно выполняет задания на обобщение, сравнение и аналогии…

Чтение беглое, безошибочное, выразительное.

Арифметические действия выполняет правильно, счетные операция через десяток осуществляет без ошибок, но затрудняется при решении обратных задач.

Вывод: на фоне хорошо развитой речи, слуховой, зрительной памяти, интеллектуальных процессов, выделяется группы симптомов:

* дефицит нейродинамического компонента, проявляющийся в истощаемости, инертности;

* слабость в обработке пространственной информации, которая проявляется в зеркальности, трудностях копирования, трудностями понимания логико-грамматических конструкций;

* недостаточная сформированность функции переключения, которая просматривается в пробе на реципрокную организацию, пробе «Заборчик», пробе на слухоречевую память.

Рекомендации: нейропсихологическая коррекция, включающая сенсомоторный блок упражнений, работу с восприятием, развитие пространственных представлений, посещение секции плавания.

Так, Л.С.Выготский писал: «В этот период определённые влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или иные глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сенситивные периоды совпадают вполне с теми, что мы называли… оптимальными сроками обучения».

В широком смысле трактует понятие сенситивные периодов возрастного развития А.В.Запорожец: «В каждом возрасте ребёнок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определённого рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определённые психические процессы и качества…»

Наверняка каждый человек слышал истории о детях-маугли, которые много лет провели вне социума в совершенно диких условиях. Как правило, они не говорят (либо имеют очень скудный лексикон), и во много раз уступают своим сверстникам в психическом развитии. В чём же дело? Неужели так сложно «вернуть» ребёнку речь и активизировать его мыслительно-познавательные процессы? Давайте разбираться.

Как показывает практика педагогов, социологов и врачей, даже если в последующие годы регулярно развивать детей-маугли, их речь уже никогда не станет идеальной. Впрочем, некоторые умения (связанные с анализом, мышлением и пр.) им тоже будут малодоступны. Почему же? Возможно, дело в так называемых сензитивных периодах развития.

Что такое сензитивность

Сензитивность (или чувствительность) — особенность человека, позволяющая ему ощущать и воспринимать различные внешние раздражители. Соответственно, сензитивные периоды развития — это такие возрастные периоды, когда ребёнок наиболее восприимчив к процессам обучения, воспитания, благодаря чему впоследствии формируются личность и интеллект.

Исследователи сензитивных периодов по-разному трактуют их суть. В частности, врач и педагог Мария Монтессори полагала, что сензитивные периоды имеют биологическую природу, то есть возникают из-за особенностей работы детского мозга. Психолог Л.С. Выготский считал, что природа сензитивных периодов исключительно социальна, то есть на ребёнка оказывает влияние окружающая среда. Профессор Б.Г. Ананьев видел в сензитивных периодах переплетение органического и социального, однако ведущую роль он отводил социальной природе сензитивности.

Интересно, что в один такой период ребёнок может быть восприимчив сразу к нескольким видам деятельности и к развитию нескольких психических функций.

Конечно же, это не значит, что по окончании всех таких сензитивных периодов, ребёнок не сможет больше ничему научиться. Мы все знаем, что можно выучить шведский язык, если тебе 70 или начать освоение новой профессии совсем не в 18. Речь идёт про особенности детского развития, которые помогают ребёнку в освоении того или иного навыка. Такую помощь природы могут использовать и родители.

Сензитивные периоды по Монтессори

Мария Монтессори подчеркивала биологическую природу возникновения сензитивности, а потому её классификация включает в себя 6 сензитивных периодов.

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). Многие родители подтвердят, что пятилетнего ребёнка научить порядку намного труднее, чем двухлетнего малыша. Во многом это связано с тем, что вместе с порядком ребёнок видит стабильность: вещи на стульчике, игрушки в коробке, с утра и перед сном — чистка зубов. Внешний порядок для малыша всегда является отражением порядка внутреннего. Бывает, что капризы и слёзы малышей до трёх лет связаны именно с нарушением этого самого порядка.

Речь идёт не только о кружках-ложечках-штанишках, но и о поведении. Например, когда настроение или образ жизни родителей меняется — это тоже является неким нарушением привычного уклада. Именно поэтому от 0 до 3 лет лучше всего прививать ребёнку любовь к порядку, чистоте и соблюдению расписания.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Вот он — возраст детских площадок, игровых комплексов, горок, качелей и лесенок! Движение насыщает кровь кислородом, укрепляет мускулатуру, развивает координацию движений и стимулирует приток крови к клеткам головного мозга. Поэтому длительные сидения за партой в этом возрасте для ребёнка категорически противопоказаны.

Читайте также:  Эпилепсия последствия для психики

Родителям стоит помнить, что в этом возрасте любые занятия с малышом должны сопровождаться несколькими перерывами «на побегать». От 1 года до 4 лет малыш знакомится со своим телом, его функциями, пробует себя, осваивает множество полезных движений и совершенствует их. Согласитесь — прыгать, лазать, балансировать — это не менее важные умения, чем письмо или чтение.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Один из самых важных и долгих периодов, когда малыш познаёт запахи, звуки, тактильные ощущения. Именно в этом промежутке у ребёнка формируются и закрепляются представления о формах, цветах, текстурах и размерах.

Конечно, малыш естественным образом научится отличать большое от маленького. Однако в системе Монтессори есть множество полезных упражнений, которые помогут ребёнку перейти к более интенсивному сенсорному развитию. Например, можно создавать звуки различных предметов (звук стекла, дерева, звон, свист и пр.) или предлагать чаду угадать на ощупь, какой предмет лежит в темном непрозрачном мешочке. Всё это обогащает детские сенсорные впечатления.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Взрослые изрядно удивляются, когда видят, что малыш пытается засунуть себе в ухо бусину или какую-нибудь горошину. А между тем это самый верный способ научиться воспринимать размерные характеристики предметов и развить мелкую моторику! Правда, подобные манипуляции (и желательно без засовывания их в различные отверстия) следует проводить под присмотром взрослых.

Мария Монтессори предлагала использовать простые материалы из домашнего обихода (фигурные макароны, крупу, пуговицы), а также паззлы и разноразмерный конструктор. Например, ящичек с отверстиями разной формы, куда помещаются, соответственно, разные предметы — каждый в своё отверстие.

Мелкая моторика — основа для формирования важнейших навыков: завязывание шнурков, застегивание пуговиц, письмо, работа руками. И очень важно в этот период уделить её развитию достаточно внимания.

5. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). В этом возрастном промежутке в ребёнке закладываются основы социального поведения. Например он узнаёт, что такое грубое поведение, как лучше начинать разговор, как давать отпор или что говорить незнакомцам. При этом стоит помнить, что в этом сензитивном периоде ведущая модель детского поведения — подражание. Заставлять ребёнка насильно здороваться, улыбаться и соблюдать целый свод правил этикета не имеет смысла.

6. Период развития речи (от 0 до 6 лет). Работу с детьми в этот сензитивный период можно назвать самой трудоёмкой. Но она же и самая долгая! Поэтому мамам и папам не стоит волноваться, если их ребёнок не говорит в 1-2 года: детская речь развивается и совершенствуется вплоть до шестилетнего возраста. О том, как помочь своему ребёнку заговорить, мы недавно писали.

Примерно от рождения до одного года малыш только впитывает звуки и реакции, которые наполняют его жизнь. Общение в этот период эмоциональное, поэтому родителю важно много говорить и взаимодействовать с младенцем, прекрасно воспринимающим на слух интонации.

От 1 года до 3 лет ребёнок начинает практиковать первые словесные реакции: осмысленные звуки, слова, словосочетания, иногда предложения. Словарный запас в основном пассивный, поэтому мамам и папам важно много читать своим детям и обращаться к ним без сюсюканий, чётко и внятно.

От 3 до 6 лет длится период формирования закрепления навыков осмысленной речи. Ребёнок проявляет интерес к чтению, письму, поэтому научить малыша читать в этом возрасте несколько легче. Ему часто и самому интересно писать на песке, повторять на бумаге написание букв и цифр, раскладывать карточки со словами или пытаться прочесть первые слова в любимых книгах.

А когда ребёнку проще всего изучать иностранный язык? Мария Монтессори такого разделения не даёт. Можно предположить, что изучение иностранных языков наиболее легко проходит в речевом сензитивном периоде. Это подтверждают умения малышей-билингвов, которые хоть и начинают говорить чуть позже других детей (как правило), но сразу на нескольких языках.

А вот психофизиолог Н.С. Лейтас намекает, что лучшее время для усвоения языков — младший школьный (6-10 лет) и младший подростковый (10-12) возраст. В первом случае ребёнок особенно восприимчив к учебной деятельности, связанной с подражанием и повторением, а во втором случае ребёнок сензитивен к практически значимым видам деятельности.

Особенно ярко предположения Лейтаса подтверждаются детьми, которые вынуждены учить новый язык в непосредственной среде (например, из-за переезда). Если они попадают в новую языковую среду именно в благоприятный сензитивный период, то освоение нового языка происходит невероятно быстро: буквально за 1-2 месяца ребёнок уже может понятно и грамотно изъясняться. Но и здесь важно понимать, что все дети разные и какого-то волшебного метода научить ребёнка говорить на немецком без ошибок за 2 месяца не существует.

Сензитивные периоды по Выготскому

Несмотря на то, что Лев Семёнович Выготский говорил о социальной природе сензитивности, в его классификации много схожего с классификацией Марии Монтессори. Основное отличие — небольшие сдвиги возрастных рамок для каждого периода.

1. 1,5-3 года. Период яркого речевого восприятия и пополнения лексикона. В этом же возрасте ребёнок восприимчив к иностранным языкам, развитию мелкой моторики, к формированию порядка и различным манипуляциям с объектами (схватить, завязать, бросить и пр.).

2. 3-4 года. Этот сензитивный период является благоприятным для знакомства малыша с цифрами и буквами, а также для подготовки к письму. На данном этапе у детей развиваются осознанная речь, навыки формирования своих мыслей, понимание, а также очень активно — все органы чувств.

3. 4-5 лет. Данный сензитивный период характеризуется появлением интереса к музыке и к точным наукам. Знания детей о формах, размерах, параметрах значительно расширяются и укрепляются. Кроме того, ребёнок проходит путь интенсивного социального развития.

4. 5-6 лет. Период благоприятен для формирования навыков чтения и письма. На этом же этапе ребёнок закрепляет социальные навыки и расширяет свои знания о желательном и нежелательном поведении.

5. 8-9 лет. На этом сензитивном этапе языковая восприимчивость ребёнка достигает вторичного пика. Поэтому данный период благоприятен для обучения иностранным языкам, закреплению норм родного языка, а также для развития воображения.

После трёх уже поздно?

В 1977 году в Японии вышла книга под названием «После трёх уже поздно». Издание стало бестселлером как раз за раскрытие «премудростей» детских сензитивных периодов.

Но значит ли это, что, если сензитивный период был пропущен, ребёнок больше никогда не научится логически мыслить, писать, считать или говорить по-французски? Разумеется, нет! Иначе больше половины населения так и остались бы неграмотными и несоциализированными.

Сензитивный период вовсе не какая-то панацея от трудностей. Это лишь временной промежуток, который облегчает ребёнку понимание, усвоение и систематизацию информации, поступающей извне.

Современные педагоги и вовсе трактуют сензитивность, как спектр лучших условий для обучения и психического развития. Согласно новым представлениям, сензитивный период — это негласная граница, которая как бы говорит: усвоение старой информации завершено, ребёнку пора переходить к новому этапу и усложнению психической деятельности.

Психологи и ученые говорят следующее: длительность сензитивных периодов определяется не возрастом, а зрелостью нервных структур. Поэтому у многих детей эти границы могут сдвигаться (порой на год или два). Феномен возрастной сензитивности по-прежнему остается предметом больших споров. Поэтому задача современных мам и пап — наблюдать за своими детьми, учитывать их индивидуальную готовность к развитию, обучению и социализации.

Для формирования специфических качеств и черт у ребенка необходимо учитывать, в какой возрастной группе он находится, потому что каждый сензитивный этап развития человека «заточен» под совершенствование определенных способностей и навыков.

Как происходит развитие

Сензитивный период в психологии

Сензитивный (сенситивный) период развития – это такой этап восприимчивости ребенка к определенным действиям, который способствует максимально быстрому обучению и усвоению им каких-либо знаний и навыков.

Характеристика и особенности

Знания о чувствительности ребенка в сензитивном периоде позволяют родителям создавать благоприятную среду для психического развития чада.

Важно! Именно в сензитивный этап необходимо обучать малыша тем или иным навыкам. Если пропустить благоприятный период, восполнить потери будет практически невозможно.

Каждый сензитивный период характеризуется рядом особенностей:

  • начинается этап медленно, обнаружить его проблематично, поэтому важно учитывать возрастные интервалы;
  • каждый период имеет «точку максимального проявления»;
  • сензитивный период – недолгий, дойдя до наивысшей точки, идет на спад.

Сензитивные периоды развития личности

В сензитивный период человек наиболее предрасположен к воздействию педагогической среды. Любое обучение играет важную роль в формировании личности ребенка.

Справка! Для развития определенных черт характера малышу требуются наличие благоприятных условий в социальной среде и качество предоставляемых знаний и умений.

Читайте также:  Сколько калорий в 100 граммах тушеных овощей

Среди основных сенситивных периодов развития личности можно выделить следующие этапы:

  1. С рождения до 1,5 лет. Активное формирование двигательных способностей.
  2. От 1 года до 4-х лет. Появляется интерес к небольшим деталям.
  3. От 1,5 до 4-х лет. Координационный период.
  4. От 2-х до 4-х лет. Формируется понимание порядка.
  5. От 2-х до 6 лет. Развивается восприятие музыкальных композиций и звуков.
  6. От 2-х до 6 лет. Ребенок хорошо обучается этикету и вежливому общению с окружающими.
  7. От 2-х до 6 лет. К этому возрасту относится благоприятный период для развития дифференциального восприятия.
  8. От 3-х до 5-6 лет. Хороший возраст для освоения чтения.
  9. От 3,5 до 4,5 лет. Благоприятный период для освоения письма.
  10. От 3,5 до 4,5 лет. Психологи советуют развивать пространственное восприятие.
  11. От 4-х до 6 лет. Возраст подходит для освоения элементарной математики.

Физические способности ребенка необходимо развивать в любой период, вне зависимости от того, сколько ему лет.

На картинке можно ознакомиться с основными этапами формирования выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.

Этапы сензитивного развития

Сензитивные периоды психического развития

Психическое развитие индивида представляет собой последовательный переход от одной фазы к другой. При этом на каждом этапе формируются разные направления психики.

Справка! Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, считала, что быстрое, радостное и полноценное обучение у ребенка может протекать только в том случае, если учитывать соответствующий сензитивный этап.

Среди основных сензитивных периодов развития можно выделить:

  1. Этап развития речи, на котором ребенок учится понимать, осознавать и воспроизводить слова. Длится с рождения до 6 лет.
  2. Этап восприятия порядка. Длится с рождения до 3-х лет. В этот период у ребенка формируется внутренний порядок во времени, окружающей среде и обществе взрослых.
  3. Этап сенсорного развития. Длится с рождения до 5-6 лет. Для этого этапа характерно улучшение развития органов чувств.
  4. Период восприятия небольших предметов. Длится от 1,5 лет до 2,5. На этом этапе малыша интересует формирование целого и его частей. Именно поэтому дети в этом возрасте любят разглядывать маленькие предметы, бить и ломать вещи. Благодаря этому, они начинают понимать, что мир состоит из небольших частей.
  5. Этап развития действий и движений. Длится с 1 года до 4-х лет. При малоактивном образе жизни последующее учебное развитие малыша замедляется.
  6. Этап формирования социальных навыков. Длится с 2-х до 6 лет. В этот период малыш начинает понимать важность вежливого поведения.

Сензитивный период развития речи

Длится сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет. Начало он берет еще в фазу пребывания малыша в утробе матери.

Дополнительная информация. Именно поэтому полезно разговаривать с еще не родившимся ребенком.

В данном периоде можно выделить 5 этапов развития речи:

  1. От рождения до 4,5 месяцев. Ребенок воспринимает речь как что-то особенное, пытается подражать звукам. Пытаясь надуть пузыри или выплюнуть что-то, малыш тренирует мышцы речевого аппарата.
  2. От полугода до 1,5 лет. В этот период ребенок старается сознательно выражать мысли при помощи речи. На этом этапе малыш выговаривает первое слово. К полутора годам ребенок пытается выразить свои желания и чувства на своем «детском» языке. Для эффективного развития речи важно много общаться с малышом, рассказывать и читать сказки.
  3. От 2-х до 3-х лет. Словарный запас ребенка растет лавинообразными темпами. В этом возрасте малыши могут говорить сами с собой. Наблюдая за этим процессом, можно узнать мысли ребенка, а также оценить построение логических цепочек.
  4. От 3-х до 4-х лет. В этот период малыш при помощи речи начинает решать свои проблемы. Например, просит открыть окно, дать игрушку или карандаши. Малыш говорит осознанно и целенаправленно, понимая силу собственных мыслей, которые грамотно выражаются при помощи речи.
  5. От 4-х до 6 лет. Дошкольный возраст малыша сензитивен для развития чтения и письма. Речь ребенка становится понятна всем окружающим. У малыша не возникает проблем с выражением своих мыслей в словесной форме.

При развитии детей важно учитывать сензитивный период развития речи. Ведь если ребенок будет что-то делать под принуждением (писать, читать), то положительных результатов придется ждать долго. В особых случаях их вовсе не будет.

Критические фазы развития личности

Л.С. Выготский ввел в психологию такое понятие, как «критический период». Этому термину советский психолог дал следующее краткое определение: «Кризисный этап – это целый спектр глобальных перестроек, которые происходят с психикой человека в определенное время».

На протяжении жизни у индивида отмечаются 5 критических периодов развития личности:

  1. Фаза новорожденности. Считается промежуточной между внутриутробной и внеутробной жизнью. В этот период малыш наиболее беспомощен. У него отсутствуют какие-либо сложившиеся поведенческие навыки. Большинство психоаналитиков сходится во мнении, что рождение – первая сильная травма, которую получает ребенок после появления на свет.
  2. Кризис 1 года. Возникает в фазу перехода индивида из младенчества в раннее детство. Для этого периода характерны проявление аффективных реакций и всплеск самостоятельности. Взрывные реакции могут возникнуть у ребенка из-за непонимания взрослыми его жестов, мимики, желаний и слов.
  3. Период 3-х лет. Эта кризисная фаза находится на границе между ранним детством и дошкольным периодом. Считается одной из самых сложных. Ребенок пересматривает старую систему отношений с окружающими, старается выстроить более глубокие связи, стремится выделить собственное «Я». В 3-летнем возрасте у малыша часто проявляются упрямство, негативизм, своеволие, деспотизм, строптивость. Подобные проявления помогают зародиться потребностям в признании и уважении. Из-за этого кризисную фазу психологи нередко называют периодом «Я сам».
  4. Фаза 6-7 лет. Кризис в этом возрасте неразрывно связан с личностным развитием ребенка и появлением самосознания. Для этого периода характерны потеря детской непосредственности, желание скрыть обиду или грусть, появление манерных действий. Из-за этого у ребенка возникают трудности при общении с взрослыми людьми, он становится замкнутым и неуправляемым. Указать на ошибки такому чаду будет все труднее, так как малыш отказывается признавать свое неправильное поведение.
  5. Подростковый кризис 12-14 лет. Выпадает на период полового созревания. Длится эта критическая фаза дольше остальных. В этот период у подростка меняются взаимоотношения с людьми. С его стороны наблюдается появление повышенных требований к себе и окружающим, нередко возникают протесты против непризнания его взрослости. Ему хочется доказать, что он – уже не ребенок. В 12-14 лет поведение кардинально меняется: подростки могут игнорировать замечания взрослых, все делать наперекор, грубо общаться. Некоторые дети замыкаются в себе.

Критические фазы – относительно недолгие возрастные кризисы, для которых характерны резкие психические изменения.

Важно! Кризисы нужны ребенку для постепенного личностного развития.

Длятся критические периоды около нескольких месяцев. В неблагоприятных условиях могут растянуться на 1-2 года.

Как развить сензитивные навыки

Наличие сензитивных навыков способствует не только развитию личности человека, но и благотворно влияет на взаимодействие с социумом.

Важно! Улучшение сенситивных способностей во взрослом возрасте возможно при помощи различных тренингов и семинаров по личностному росту. Подобные групповые встречи способствуют усовершенствованию наблюдательных навыков, развитию эмпатии и понимаю причинно-следственных связей поведения людей.

Среди наиболее эффективных психологических упражнений можно выделить следующие варианты:

  1. Для улучшения наблюдательной сензитивности членам группы необходимо взять друг друга за руки, создав круг. Каждый участник должен попытаться почувствовать настроение и мысли человека, чью ладонь он держит в левой руке. Свое предположение все члены группы обязаны проговорить вслух. Человек, чьи эмоции угадываются, должен либо подтвердить их, либо опровергнуть. Подобные тренировки помогают выявить стереотипы, которые использует человек во время анализа поведения окружающих.
  2. Чтобы развить эмоциональное восприятие, участникам тренинга необходимо усесться полукругом таким образом, чтобы они могли наблюдать друг за другом. Каждый человек получает по 1 специальной карточке, на которой записаны названия определенных эмоций. Задача участников заключается в том, чтобы выйти в центр полукруга, повернуться спиной ко всем членам тренинга и при помощи телодвижений и жестов продемонстрировать заданную эмоцию. Задача всех остальных – распознать чувства, которые показывает человек.
  3. Для улучшения наблюдательных способностей одному участнику тренинга необходимо покинуть комнату. Задача всех остальных членов группы – разместиться в разных позах. После этого человек, который покинул помещение, должен вернуться и попытаться запомнить, как расположились все участники. Когда этот член группы снова выйдет из комнаты, некоторые люди должны поменять положение тела. После возвращения вышедший участник должен рассадить членов группы так, как они сидели изначально.

Несмотря на то, что психологи выделяют универсальные этапы сензитивного развития, всегда нужно помнить, что каждый малыш является индивидуальностью. Поэтому родителям требуется ориентироваться на своего ребенка и его возможности.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Селективные и неселективные препараты
Блокаторы β-адренергических рецепторов, или β-адреноблокаторы (ББ) — группа лекарственных средств, характеризующихся способностью обратимо блокировать различные виды (β1-, β2-, β3-) адренергических...
Сдача анализов на инфекции женщине
Далеко не всякая инфекция проявляет себя — многие бактерии и вирусы могут годами жить в нашем организме, не вызывая никаких...
Сдача спермы в москве сколько стоит
Наши врачи Преимущества Стоимость услуг Отзывы Лицензия Контакты Центр Репродукции и Генетики «ФертиМед» предполагает своим пациентам возможность использования донорской спермы...
Селектра таблетки инструкция по применению
Владелец регистрационного удостоверения: Произведено: Лекарственная форма Форма выпуска, упаковка и состав препарата Селектра Таблетки, покрытые пленочной оболочкой белого цвета, овальные,...
Adblock detector